Редакция informburo.kz опубликовала перевод статьи «This Little-Known US Ally Could Be Pivotal on Russia, China Policy» («Этот малоизвестный союзник США может сыграть важную роль в политике в отношении России и Китая»). Оригинал статьи можно прочитать на The Daily Signal. Автор — Luke Coffey, эксперт Фонда «Наследие», Вашингтон, США.
По мере того, как США вынуждены иметь дело с множеством сложных вызовов своим интересам в обширном регионе Евразии, одна страна достойна особенного внимания Вашингтона.
Казахстан, девятая страна в мире по объему своей территории, находится в самом сердце Евразии, и лучше всего ее можно охарактеризовать как место сосредоточения глобальных вызовов и стратегических возможностей для США.
Эти ключевые вызовы включают ядерное нераспространение, возрождающуюся Россию и восходящий Китай, исламский экстремизм и конкуренцию за энергоресурсы. Партнерство с Казахстаном по этим вопросам важно для США в будущем.
Помимо этих вызовов есть также и ряд возможностей для США, и эти возможности не могут игнорироваться.
Казахстан является крупным игроком на рынке углеводородов и располагает потенциалом для оказания содействия Европе в частичном снижении углеводородной зависимости от России. Кроме того, через Казахстан проходят крупные транзитные маршруты по древнему Шелковому Пути, соединяющие Восточную Азию и Западную Европу.
(Поезд, который недавно вошел в историю как первый китайский товарный состав, дошедший до Лондона, прошел через Казахстан именно по этому маршруту).
Казахстан является страной с преимущественно мусульманским населением, но в политике решительно придерживается светского строя и поддерживает близкие отношения со всеми странами Ближнего Востока — от Израиля до Саудовской Аравии и Ирана, и со всеми странами между ними.
Это делает Казахстан потенциально ключевым посредником в спорных глобальных вопросах, важных для США.
Казахстан в этом году приступил к выполнению своих обязанностей непостоянного члена Совета Безопасности ООН и занимает ведущие позиции на мировой арене по вопросам нераспространения ядерного оружия, отказавшись от сотен единиц ядерного оружия, унаследованных после развала Советского Союза.
Пример Казахстана, на самом деле, может быть полезен в дебатах по северокорейской ядерной программе.
Инвестиции США в энергетический сектор Казахстана достигают десятки миллиардов долларов, и имеется еще больший потенциал для роста. Кроме того, также имеются торговые и инвестиционные возможности. В 2016 году общий объем экспорта США в Казахстан составил более 1 миллиарда долларов США.
В ранние годы независимости от Советского Союза, в период 1991—1995 гг., экономика Казахстана сократилась на 31 процент. С 1995 года ежегодный рост экономики Казахстана в среднем составил достойные 5,16 процентов.
С точки зрения экономической свободы, согласно Индексу экономической свободы Фонда «Наследие» на 1998 год, Казахстан по экономическим показателям занимал 136 место в мире.
Сегодня Казахстан занимает 42-е место, что выводит эту страну на лидирующие позиции в Центральной Азии и ставит впереди таких западных стран, как Бельгия, Франция и Италия.
В этом году Казахстан также упоминается в новостях как хозяин так называемого «Астанинского процесса» — серии встреч, призванных положить конец шестилетней гражданской войне в Сирии.
И в этом процессе роль Казахстана, который технически является лишь нейтральной принимающей стороной, крайне важна, так как он может оказать значительное влияние как страна, поддерживающая хорошие отношения со всеми вовлечёнными сторонами, включая западные.
Успешность этих переговоров ещё предстоит оценить, но Казахстану уже следует отдать должное за то, что он прилагает максимальные усилия для решения вопроса дипломатическим путём.
Центральная Азия является сложным регионом. После вывода американских войск из Афганистана, влияние Америки в регионе начало слабеть. Россия и Китай стали теперь такими экономическими и военными игроками в регионе, какими они никогда не были раньше — и не всегда с благосклонными намерениями.
Игроки второго плана, такие как Иран, Турция, Саудовская Аравия и Индия, тоже наращивают свою активность в регионе. Иногда это делается по экономическим, социальным, религиозным причинам, иногда по соображения безопасности, но их мотивы не всегда ясны.
По этой причине, положение на геополитической шахматной доске становится ещё более сложным.
Казахстан постоянно балансирует во взаимоотношениях с региональными и глобальными державами. Он вынужден так поступать для того, чтобы преуспеть в регионе, где векторы влияния находятся в состоянии непрерывных изменений.
Тем не менее, как сказал мне один из высокопоставленных чиновников Казахстана во время моего визита в Астану в прошлом месяце, Казахстан вынужден сохранять равновесие в своих отношениях с США, Китаем и Россией, но сейчас это стало намного сложнее, так как неизвестно, какую политику будет вести новая администрация США в отношении России и Китая.
Это, конечно, неизбежно при любой новой администрации, но, тем не менее, — это справедливое замечание.
Так как США сталкиваются с вызовами в Афганистане, сейчас наилучшее время для дальнейшего развития отношений между США и Казахстаном и возвращения США как игрока на карту Центральной Азии.
Инициатива бывшего государственного секретаря Джона Керри под названием «C5+1», представляющая собой усилия США по созданию многостороннего формата для диалога и развития отношений пяти центрально-азиатских республик и США, была хорошим началом и должна быть продолжена.
Но в Центральной Азии лучшим образом реализуются двусторонние отношения, и несомненно именно отношения США с Казахстаном являются наиболее важными в Центральной Азии.
Разумную стратегию США для Центральной Азии необходимо рассматривать как стул на четырёх ножках, представляющих собой безопасность, экономическое сотрудничество, энергетику и эффективное государственное управление, соответственно. Если одна ножка будет длиннее другой, то весь стул в лучшем случае будет несбалансированным, а в худшем — непригодным.
На протяжении слишком долгого времени США акцентировали внимание только на одном из этих вопросов, как правило, жертвуя другими. Это — нежизнеспособная и неустойчивая стратегия для продвижения интересов США в регионе или их отношений с такими странами, как Казахстан.
Регион Центральной Азии был, есть и продолжит оставаться регионом геополитической важности для США.
Если новая администрация намерена реализовать большую стратегию для ведения дел с возрождающейся Россией и крепнущим Китаем, продвигать нераспространение, борьбу с транснациональным исламским терроризмом и укрепление энергетической безопасности в Европе, то она не может игнорировать Казахстан.