USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96661.60$
-417.900

Налогообложение передачи товаров в рекламных целях

Каждое предприятие в наши дни сталкивается с таким видом расходов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Налогообложение передачи товаров в рекламных целях- Kapital.kz

Практически каждое предприятие в наши дни сталкивается с таким видом расходов, как расходы на рекламу, которые, помимо прочего, могут включать в себя затраты предприятия, связанные с передачей товаров потенциальным клиентам в рекламных целях.

Основные цели рекламы — формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товара и услуг посредством оповещения потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы.

Основным документом, регулирующим вопросы по распространению рекламы, является Закон РК от 19.12.2003 г. № 508-П «О рекламе» (далее Закон о рекламе).

Согласно Закону о рекламе [цитата]: «реклама — распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации».

Закон о рекламе определяет и устанавливает роли участников рекламного процесса, включая потребителей рекламы (неопределенный круг лиц, для которого предназначается реклама), рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя (юридическое или физическое лицо, осуществляющее бесплатную раздачу товаров в рекламных целях и состоящее с рекламодателем в договорных отношениях).

Распространение товаров (например, образцов продукции, сувениров, имиджевой продукции, печатных рекламных изданий) среди потребителей рекламы следует квалифицировать как рекламные расходы в налоговых целях, если такие расходы одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

— передаваемые товары содержат информацию о рекламодателе, его бизнесе, продукции, услугах, достоинствах и преимуществах (примером такой информации могут являться как сами образцы продукции, так и материальные носители с логотипом производителя);

— распространение товаров осуществляется в ходе рекламной акции среди неопределенного круга лиц. В этой связи следует помнить, что передача товара в пользу одного конкретного получателя может вызывать сомнения касательно отношения такой передачи к рекламным целям и, возможно, будет требовать дополнительных свидетельств наличия такого отношения.

Заявленные цели распространения товара и применяемые в этих целях способы соответствуют рекламным целям компании (то есть формированию или поддержанию интереса к рекламодателю и его продуктам).

При этом неважно, кем именно осуществляется передача товара — самим рекламодателем или привлеченным для этих целей распространителем рекламы.

Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее Налоговый кодекс) предусматривает следующие положения, регулирующие порядок налогового учета и налогообложения затрат, связанных с передачей товаров в рекламных целях:

— п.16−1 ст.100 Налогового кодекса [цитата]: «Стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) подлежит отнесению на вычеты в налоговом периоде, в котором осуществлена передача такого товара, в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи». (В 2017 году месячный расчетный показатель равен 2269 тенге);

— п.3 ст.231 Налогового кодекса устанавливает, что оборотом по реализации не является [цитата]: «безвозмездная передача в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи»;

— п.3 ст. 155 Налогового кодекса в качестве дохода физического лица не рассматривает [цитата]: «стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи».

Таким образом, если упомянутые выше критерии отнесения к рекламным расходам выполняются и стоимость единицы передаваемых в рекламных целях товаров не превышает 5 МРП, то стоимость переданных товаров:

— подлежит отнесению на вычеты по КПН;

— не является оборотом по реализации в целях НДС и

— не рассматривается в качестве дохода физического лица, получившего товар.

При этом не ограничена общая стоимость всех товаров, передаваемых в рекламных целях.

Хотелось бы обратить внимание на необходимость надлежащего документального подтверждения обсуждаемых затрат.

Налоговым кодексом не предусмотрен специальный перечень документов, являющихся основанием для признания расходов по передаче товара в качестве затрат на рекламу. Однако, исходя из практики, мы рекомендуем подкреплять такие затраты сметой (бюджетом) рекламной акции, утверждаемой согласно внутренним процедурам предприятия и содержащей в себе информацию о количестве рекламного товара, его стоимости, стоимости сопутствующих затрат, периоде, способах и местах проведения акции.

Кроме того, дополнительным свидетельством понесенных расходов могут служить контракты на изготовление и/или распространение рекламной продукции, документы складского учета (приходные накладные и накладные на отпуск товара), а также акты на списание товарно-материальных запасов на указанные цели. Мы рекомендуем сохранять и прилагать к вышеуказанным документам образцы переданных товаров либо их фотографии и описание.

Отсутствие либо некорректное оформление вышеперечисленных документов на практике нередко становится причиной претензий со стороны налоговых органов и служит основанием для доначисления налогов и административных штрафов.

Отдельно отметим, что предоставление дополнительных товаров и рекламных материалов дистрибьюторам и продавцам в качестве поощрения и мотивации увеличения продаж следует трактовать как операцию, не связанную с рекламой. В связи с тем, что товары в таком случае передаются конкретным лицам в целях поощрения и мотивации, налоговые органы могут поставить под сомнение связь такой передачи с рекламными целями компании. В таких случаях высока вероятность того, что к такой передаче товара не будут применяться нормы Налогового кодекса, регулирующие налогообложение передачи товара в рекламных целях, что может приводить к последствиям по КПН, ИПН и НДС.

Таким образом, ключевыми моментами учета расходов на рекламу в целях налогообложения является их правильная классификация с учетом критериев рекламных затрат и правильное достаточное документальное оформление, позволяющее минимизировать налоговые риски, связанные с возможными спорами с налоговыми органами по данному вопросу.

Айгуль Нургалиева, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.