USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95511.20$
-1568.300

Эксперты: Информполитике в Казахстане нужна перезагрузка

Быть или не быть госзаказу в СМИ, что читают и обсуждают казахстанцы?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Эксперты: Информполитике в Казахстане нужна перезагрузка- Kapital.kz

Известные медиаперсоны и представители НПО внесли свои предложения в новую Концепцию информполитики государства. Документ, напомним, сейчас находится «на карандаше» у профильного министерства. Программу перезагрузки взаимоотношений чиновников с четвертой властью эксперты обсудили на этой неделе на площадке алматинского КИПРа. Центр деловой информации Kapital.kz собрал самые интересные мнения о том, какие ошибки в информполитике допускает власть и как решать проблемы медиаотрасли.

Реальная коммуникация ушла в социальные сети

b0eca1d3b4b7708b00052a7a3e7.jpg

Асель Караулова — президент Казахстанского пресс-клуба

Все эти пресловутые выступления наших депутатов — пример системных коммуникационных ошибок. На мой взгляд, госчиновники сегодня не готовы работать в реальных условиях, где журналисты будут задавать тебе тяжелые вопросы и ты должен будешь выходить из ситуации благодаря своему профессионализму.

Коммуникационная отрасль — медийная и PR — остается одной из самых непрозрачных — это тоже одна из больших проблем. У нас нет до сих пор нормальной информации о владельцах, о тиражах.

Распилы госзаказов… СМИ находятся не в рыночном поле, где они могли бы финансироваться через рекламу, подписку, а не через госзаказ и контроль контента.

Проблема — это и отсутствие двусторонней связи. Власть должна слышать и понимать, что происходит, и должны быть эффективные каналы коммуникации. Но вся реальная коммуникация сейчас ушла в социальные сети, и у нас в РК сформировалось такое парадоксальное явление, когда социальные сети формируют топики, темы, тренды и они уходят в СМИ, хотя раньше было наоборот.

И очень большой вопрос — межведомственные коммуникации. Наши госорганы часто расходятся в каких-то цифрах. Нет коммуникационной согласованности при разъяснении госинициатив. И люди получают совершенно разные месседжи, посылы. Нет единого центра контроля за распространяемой информацией о государственных инициативах.

Неэффективная пропаганда

e9beb2d777ebb79edd4402c238b.jpg

Серик Бейсембаев — социолог, докторант ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

Неинформированность населения выступает универсальным объяснением многих проблем, существующих в стране. Из года в год госфинансирование информационной сферы растет. По данным Правового медиацентра, в 2015 году более 50 млрд тенге государство направило в сферу медиа. Но насколько эффективна такая политика? Ключевой проблемой я вижу подмену информационной политики в Казахстане идеолого-пропагандистской политикой. К примеру, треть из 1,5 млрд тенге, которые выделены на профилактику противодействия экстремизму и терроризму в СМИ, направляется на публикацию малополезных материалов о том, какой госорган провел какие мероприятия по этой программе. То есть краткие отчеты. Зачем это нужно? Или, например, программа Дорожной карты занятости — мы изучали ее реализацию в регионах, про эту программу не знают 37% молодежи, и 44% только слышали в общих чертах. Жители сел или безработные меньше всего информированы о ДКЗ, хотя именно на эти категории ориентирована госпрограмма. Идет распространение сформулированных идеологем, шаблонов. И такая политика пропаганды в итоге не дает желаемого результата.

У государства и общества свои информационные пространства

a36ee21d3aa2661b8353eeb802a.jpg

Айдархан Кусаинов — экономист, аналитик

Информационная политика — это создание информпространства. Это главные темы, которые обсуждаются в обществе, существующие тренды, оценки. У меня есть ощущение, что у нас этого пространства никогда и не создавалось. Есть госорганы, у которых свое информпространство, которые тщательно следят за официальными новостями, за вовлеченностью, рейтингами, а второе — это общество, которое о чем-то своем говорит, свои интересы. И в этой парадигме важно обсуждать взаимодействие государства и общества, формировать мировоззрение, ценности. И тогда будет неважно, куда человек уходит — в интернет, на российские каналы, на CNN или BBC. Единое информационное пространство — это не абстрактное понятие, оно, например, овеществлено в сериалах, фильмах, ток-шоу. Если посмотрите российские сериалы, увидите забавную последовательность тем: сначала были бандиты и бригады, с 2000 года совсем четко — милиция, здравоохранение, образование. То есть социальные приоритеты выстроены, они снимают эти сериалы, и их смотрят.

Население в офф-измерении

8930c39ae4cc119655947a8b794.jpg

Ержан Сулейменов — директор представительства Internews Network в Казахстане

Сейчас, 30% городского населения не смотрит казахстанское ТВ, по данным TNS Gallup Media, они находятся в офф-измерении, и 70% - сельское, где стоят серые тарелки. Создается впечатление, что мы живем в двух разных странах, поэтому нужно провести аудит предпочтений, нужны социология, измерения. Потому что, не понимая, с чем мы имеем дело, что-то перестраивать невозможно.

Пока не откроются владельцы медиа, подетальные бюджеты государственных СМИ, пока министерство не захочет понять, что мерить расходы государства на информполитику надо не сантиметрами и минутами эфира, а информированностью населения… Это опять же социология, эффективность. Потому что стоимость доведения информации катастрофическая, а налогоплательщик не может влиять на то, куда тратятся его деньги. Надо ему это или нет. Нужна прозрачность — дайте касты, во сколько обошелся один телезритель госканалу, один информированный человек в ауле через информполитику.

Усиливать институты

13caa811aa37407373b306eb025.jpg

Петр Своик — председатель президиума Казахстанской ассоциации «Прозрачный трафик»

Нужна перезагрузка. На мой взгляд, госзаказ будет только усиливаться. Поэтому чем больше институтов, чем они крепче, тем лучше решаются все вопросы, в том числе и информационной независимости, плюрализма и так далее. Поэтому общая рекомендация — надо насколько можно усиливать парламентскую составляющую, многопартийную, потому что отдельно вопросы СМИ не решаются — только через эти институты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.