Известные медиаперсоны и представители НПО внесли свои предложения в новую Концепцию информполитики государства. Документ, напомним, сейчас находится «на карандаше» у профильного министерства. Программу перезагрузки взаимоотношений чиновников с четвертой властью эксперты обсудили на этой неделе на площадке алматинского КИПРа. Центр деловой информации Kapital.kz собрал самые интересные мнения о том, какие ошибки в информполитике допускает власть и как решать проблемы медиаотрасли.
Реальная коммуникация ушла в социальные сети
Асель Караулова — президент Казахстанского пресс-клуба
Все эти пресловутые выступления наших депутатов — пример системных коммуникационных ошибок. На мой взгляд, госчиновники сегодня не готовы работать в реальных условиях, где журналисты будут задавать тебе тяжелые вопросы и ты должен будешь выходить из ситуации благодаря своему профессионализму.
Коммуникационная отрасль — медийная и PR — остается одной из самых непрозрачных — это тоже одна из больших проблем. У нас нет до сих пор нормальной информации о владельцах, о тиражах.
Распилы госзаказов… СМИ находятся не в рыночном поле, где они могли бы финансироваться через рекламу, подписку, а не через госзаказ и контроль контента.
Проблема — это и отсутствие двусторонней связи. Власть должна слышать и понимать, что происходит, и должны быть эффективные каналы коммуникации. Но вся реальная коммуникация сейчас ушла в социальные сети, и у нас в РК сформировалось такое парадоксальное явление, когда социальные сети формируют топики, темы, тренды и они уходят в СМИ, хотя раньше было наоборот.
И очень большой вопрос — межведомственные коммуникации. Наши госорганы часто расходятся в каких-то цифрах. Нет коммуникационной согласованности при разъяснении госинициатив. И люди получают совершенно разные месседжи, посылы. Нет единого центра контроля за распространяемой информацией о государственных инициативах.
Неэффективная пропаганда
Серик Бейсембаев — социолог, докторант ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
Неинформированность населения выступает универсальным объяснением многих проблем, существующих в стране. Из года в год госфинансирование информационной сферы растет. По данным Правового медиацентра, в 2015 году более 50 млрд тенге государство направило в сферу медиа. Но насколько эффективна такая политика? Ключевой проблемой я вижу подмену информационной политики в Казахстане идеолого-пропагандистской политикой. К примеру, треть из 1,5 млрд тенге, которые выделены на профилактику противодействия экстремизму и терроризму в СМИ, направляется на публикацию малополезных материалов о том, какой госорган провел какие мероприятия по этой программе. То есть краткие отчеты. Зачем это нужно? Или, например, программа Дорожной карты занятости — мы изучали ее реализацию в регионах, про эту программу не знают 37% молодежи, и 44% только слышали в общих чертах. Жители сел или безработные меньше всего информированы о ДКЗ, хотя именно на эти категории ориентирована госпрограмма. Идет распространение сформулированных идеологем, шаблонов. И такая политика пропаганды в итоге не дает желаемого результата.
У государства и общества свои информационные пространства
Айдархан Кусаинов — экономист, аналитик
Информационная политика — это создание информпространства. Это главные темы, которые обсуждаются в обществе, существующие тренды, оценки. У меня есть ощущение, что у нас этого пространства никогда и не создавалось. Есть госорганы, у которых свое информпространство, которые тщательно следят за официальными новостями, за вовлеченностью, рейтингами, а второе — это общество, которое о чем-то своем говорит, свои интересы. И в этой парадигме важно обсуждать взаимодействие государства и общества, формировать мировоззрение, ценности. И тогда будет неважно, куда человек уходит — в интернет, на российские каналы, на CNN или BBC. Единое информационное пространство — это не абстрактное понятие, оно, например, овеществлено в сериалах, фильмах, ток-шоу. Если посмотрите российские сериалы, увидите забавную последовательность тем: сначала были бандиты и бригады, с 2000 года совсем четко — милиция, здравоохранение, образование. То есть социальные приоритеты выстроены, они снимают эти сериалы, и их смотрят.
Население в офф-измерении
Ержан Сулейменов — директор представительства Internews Network в Казахстане
Сейчас, 30% городского населения не смотрит казахстанское ТВ, по данным TNS Gallup Media, они находятся в офф-измерении, и 70% - сельское, где стоят серые тарелки. Создается впечатление, что мы живем в двух разных странах, поэтому нужно провести аудит предпочтений, нужны социология, измерения. Потому что, не понимая, с чем мы имеем дело, что-то перестраивать невозможно.
Пока не откроются владельцы медиа, подетальные бюджеты государственных СМИ, пока министерство не захочет понять, что мерить расходы государства на информполитику надо не сантиметрами и минутами эфира, а информированностью населения… Это опять же социология, эффективность. Потому что стоимость доведения информации катастрофическая, а налогоплательщик не может влиять на то, куда тратятся его деньги. Надо ему это или нет. Нужна прозрачность — дайте касты, во сколько обошелся один телезритель госканалу, один информированный человек в ауле через информполитику.
Усиливать институты
Петр Своик — председатель президиума Казахстанской ассоциации «Прозрачный трафик»
Нужна перезагрузка. На мой взгляд, госзаказ будет только усиливаться. Поэтому чем больше институтов, чем они крепче, тем лучше решаются все вопросы, в том числе и информационной независимости, плюрализма и так далее. Поэтому общая рекомендация — надо насколько можно усиливать парламентскую составляющую, многопартийную, потому что отдельно вопросы СМИ не решаются — только через эти институты.