USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.95$
-0.030
BTC
95361.20$

Более половины коррупционных преступлений совершаются в рамках госзакупок

Антикоррупционное ведомство провело мониторинг квазигосударственного сектора Казахстана

Share
Share
Share
Tweet
Share
Более половины коррупционных преступлений совершаются в рамках госзакупок- Kapital.kz

В квазигосударственном секторе Казахстана выявлены серьезные коррупционные риски, об этом сообщает Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Так, антикоррупционное ведомство провело мониторинг данного сектора, в ходе которого выяснилось, что рост коррупционных правонарушений в этом направлении вырос почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (с 143 до 202).

«Здесь в основном преобладают факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм», — сообщили в ведомстве.

Напомним, антикоррупционной службой изобличены руководители «Байтерек Devolopment», которые наладили преступную схему по получению взяток от 13 организаций в городах Уральске, Кокшетау, Атырау, Актобе, Таразе, Талдыкоргане за лоббирование их интересов при строительстве арендного жилья в рамках госпрограммы «Нұрлы жол».

При этом одной из главных предпосылок создания коррупционных рисков в «Байтерек Devolopment» являлось право самостоятельно устанавливать порядок отбора застройщиков и определять им соответствующие требования, считают в агентстве. Кроме того, анализ выявил целый ряд дискреционных и коррупциогенных норм в деятельности компании:
— прием заявок от застройщиков осуществляется исключительно напрямую путем обращения в АО (в бумажном формате);
— необоснованно определен значительный перечень представляемых документов (всего 43);
— процесс рассмотрения документов сведен к прохождению многочисленных этапов, при этом оператор наделен правом отправить проект на доработку, либо вообще отказать в его рассмотрении;
— состав Комиссии по отбору проектов состоит исключительно из руководителей и представителей заинтересованных подразделений АО.

Аналогичные преступления с участием первых руководителей пресечены в госкорпорациях «Астана ЭКСПО-2017», АО «НК СПК «Астана», СПК «Жетысу», АО «КТЖ», АО «Казахтелеком», АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», АО «КазМұнайГазӨнімдері» и др.

Таким образом, анализ показал, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в квазигосударственном секторе 55% (112) совершается в рамках закупок.

Первопричиной сложившейся ситуации стало отсутствие единых подходов при осуществлении закупок, информационно-аналитической платформы, недостаточный уровень прозрачности, преобладание административных способов регулирования. Вместе с тем документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, проведения экспертизы, регистрации в органах юстиции как нормативные правовые акты. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям. В системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживается ход их проведения и не публикуются результаты, заявки в отдельных компаниях по прежнему принимаются в бумажном формате, подчеркнули в ведомстве.

Учитывая изложенное, в целях исключения коррупционных рисков в данной сфере предлагается:
— кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в квазигосударственном секторе с разработкой отдельного нормативного правового акта и внедрением современных механизмов электронных закупок;
— провести масштабную ревизию всех внутренних документов национальных холдингов и компаний, регламентирующих порядок расходования государственных средств, путем создания специальную рабочей группы из числа представителей заинтересованных госорганов, субъектов квазигосударственного сектора и НПП «Атамекен»;
— распространить нормы Закона «О правовых актах» о порядке разработки, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие и опубликования на внутренние документы квазигосударственного сектора;
— рассмотреть вопрос о проведении аудита финансово-хозяйственной деятельности всех субъектов квазигосударственного сектора, комплексного анализа национальных компаний и их дочерних организаций на предмет эффективности, прибыльности и результативности;
— внести соответствующие изменения в Правила отбора и финансирования проектов жилищного строительства в рамках программы «Нұрлы жол», исключающие коррупционные и дискреционные нормы, предусмотреть механизмы открытости и прозрачности принимаемых решений с внедрением института общественного контроля.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.