Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов в минувший вторник представил в правительстве новый законопроект «О дактилоскопической и геномной регистрации». Согласно этому документу, через четыре года всех взрослых казахстанцев обяжут сдавать отпечатки пальцев. Электронный код папиллярных узоров будет содержаться в биометрических паспортах и удостоверениях граждан РК. Напомним, биометрическими они стали еще в 2009 году с внедрением в удостоверяющие документы чипа с цифровой фотографией и подписью владельца, а также его персональными данными. Ориентируясь на опыт более ста стран, которые внедряют национальные проекты по биометрической регистрации (Евросоюз, Турция, Россия, Украина, Китай и др.), в МВД подготовили соответствующий закон, до конца этого года он будет направлен на обсуждение депутатам парламента.
Как это будет работать
В ЦОНах установят специальные сканеры и с каждого обратившегося за новым паспортом или удостоверением казахстанца снимут изображения двух пальцев. Подростки от 12 до 16 лет могут отказаться от дактилоскопии, а дети младше 12 лет ей вообще не подлежат.
Менять сразу свои документы с 2021 года не обязательно, они будут действовать до конца указанного в них срока. В МВД планируют «откатать пальчики» у всех взрослых граждан за три-четыре года.
Обязательство касается и иностранных граждан — прежде всего тех, кто нарушил законодательство РК и подлежит выдворению из страны. Кроме того, дактилоскопическую регистрацию иностранцы должны пройти при получении визы в заграничных офисах МИД РК. «Это поможет подтвердить их личность при пересечении границы», — пояснил министр. Также предполагается брать отпечатки пальцев у трудовых мигрантов и иностранцев, проживающих в Казахстане с видом на жительство.
Помимо дактилоскопии, в РК вводится и геномная регистрация. «Это кодированная информация об определенных фрагментах ДНК человека или неопознанного трупа, позволяющая установить его личность», — отметил министр.
Сбору ДНК-данных подлежат осужденные за отдельные виды преступления и неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе следственных действий, неопознанные трупы. Родственники без вести пропавших граждан смогут сдавать геномную информацию на добровольной основе с письменного согласия. Сбор этой информации возлагается на ОВД при участии ДНК-лабораторий, органов судебной и судебно-медицинской экспертиз Минюста. На закупку нового оборудования, установку серверов, каналов связи, обучение специалистов, по подсчетам чиновников, потребуется 24 млрд тенге.
Госорганам станет гораздо проще разоблачить мошенника с чужим паспортом, а для законопослушных казахстанцев откроются «зеленые коридоры» на таможнях многих стран. Геномные же данные в свою очередь помогут в работе полицейских: искать без вести пропавших, устанавливать неопознанные трупы.
«Принятие законопроекта позволит успешно решить задачи быстрого и точного установления личности, обеспечит качественно новый уровень степени защищенности прав и свобод человека, интересы общества и государства от общественно опасных посягательств, усилит контроль за миграционными потоками», — сказал министр внутренних дел, поясняя причину нововведений.
Законопроект, как отметил глава МВД, уже прошел необходимые экспертизы, проведены «всесторонние общественные обсуждения с участием депутатов, ученых, представителей общественных объединений, НПО и международных организаций». Основной документ состоит из пяти глав и 38 статей, сопутствующий — из двух статей.
Мнение экспертов
Считается, что отправной точкой эпохи биометрических паспортов стала трагедия в США 11 сентября 2001 года. В 2002-м представители 188 стран мира подписали Новоорлеанское соглашение, признавшее биометрию лица основной технологией идентификации для паспортов и въездных виз следующего поколения. С тех пор государства постепенно переходят на паспорта с микросхемой, в которые «вшиваются» трехмерное фото, отпечатки пальцев, сканированная радужка глаз и др.
Но важно отметить, что, избегая недовольства своих жителей, многие страны от формулировки «обязательно» отказались. Это дело добровольное, например, в Германии или соседней России, которая начала вносить отпечатки пальцев в загранпаспорта с января 2015 года. Причем, как заверяют власти РФ, никакой базы данных с отпечатками россиян не существует, электронный оттиск хранится исключительно в чипе паспорта.
В Казахстане же, как заявил Калмуханбет Касымов, такому электронному хранилищу быть.
«Вся информация будет находиться в защищенной базе данных МВД в зашифрованном электронном виде, это гарантирует невозможность доступа к ней посторонних лиц или ее неправомерного использования. Дактилоскопическая информация будет использоваться в строго определенных законом целях для подтверждения или установления личности по запросам суда, правоохранительных органов, органов следствия и дознания, пограничной службы», — заверил министр.
Тем временем юристы и правозащитники все-таки опасаются утечки конфиденциальных данных граждан РК.
«Я оцениваю эту инициативу очень негативно. Ни для кого не секрет, что на рынке можно купить компакт-диск с полным сбором государственных баз данных, в том числе по последней переписи населения. Точно так же и в отношении полицейских баз „Папилон“, базы „Образ++“, где содержатся фотографии граждан, сведения о близких родственниках. То есть за незначительную сумму получить охраняемые законом персональные данные гражданина не составляет особого труда. Этим могут воспользоваться преступники», — считает юрист Аскар Каймаков.
Такое же мнение высказал директор Высшей школы права КАЗГЮУ Сергей Пен.
«Это проблема доверия ко всем уровням и элементам правоохранительной системы. Ну и разрозненность управления массивом этих данных приведет к продаже этой информации или иным преступным злоупотреблениям. Сейчас МВД и другие госорганы даже существующие региональные базы не всегда могут объединить в единый массив», — отмечает он.
При этом эксперт подчеркнул, идея законотворцев в целом нуждается в поддержке, а страх «тотальной слежки», который может вызвать у казахстанцев нововведение, беспочвенен.
«На вопрос, нужно ли это в принципе, я всегда отвечал утвердительно, то есть лично у меня нет сомнений в том, что это просто результат технологического развития средств идентификации личности. На самом деле каждый пользователь смартфона уже сейчас сообщает о себе гораздо больше сведений, чем его геномная информация или дактоследы, даже не задумываясь об этом. Причем сообщает не только государству, но и частным провайдерам связи и соцсетей, зарубежным в том числе. А все те граждане РК, которые получили Шенген, вполне спокойно дают сканировать свои ладони в посольствах стран ЕС. Поэтому как средство идентификации личности это и технологично, и необходимо, на мой взгляд», — сказал правовед Сергей Пен.