В программе развития агропромышленного комплекса (АПК), которая будет разработана по поручению президента Казахстана, больше внимания должно быть уделено основному производителю – хозяйствам населения. Таким мнением с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz поделился экономист Жарас Ахметов.
В пятницу, 9 сентября, на расширенном заседании правительства Нурсултан Назарбаев поручил до конца года разработать государственную программу развития АПК по аналогии с Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития. Базой для нового документа должна послужить программа «Агробизнес-2020».
По мнению Жараса Ахметова, в обновленном варианте должны быть учтены и исправлены недостатки действующего документа. «Выгоды от программы «Агробизнес-2020» получал небольшой круг сельхозтоваропроизводителей (СХТП), в сельском хозяйстве формировались неравные конкурентные условия, что тормозило его развитие», – поясняет эксперт. Он считает, что эта программа, можно сказать, с самого начала была ориентирована на поддержку крупных СХТП.
Глава государства поручил отразить в новой программе в числе прочих такой момент, как доступность кредитования для сельхозтоваропроизводителей.
Комментируя «денежный вопрос», Жарас Ахметов отметил, что главная проблема – в недоступности кредитов. В настоящее время основная масса СХТП не имеет к ним доступа. Отсюда – невозможность обновлять основные средства, расширять производство, покрывать кассовые разрывы и пр.
Игроки объединяются, проблемы решаются
Помимо разработки отраслевого документа, глава государства дал еще несколько поручений. Выделить 97 млрд тенге в этом году на поддержку агропромышленного комплекса. Усовершенствовать систему субсидирования АПК, сократить неэффективные субсидии. Принять меры по организации кооперативов на селе (это поручение дано правительству и акиматам. - Ред.). Вести жесткий контроль над рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения – задача для акимов и Министерства сельского хозяйства РК.
Что касается кооперативов: в конце октября Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О сельскохозяйственных кооперативах». Такие объединения станут ядром этой отрасли экономики, и они должны быть сильными.
В свое время в комментарии «Капитал.kz» Жарас Ахметов назвал принятие закона потенциальным серьезным шагом к развитию аграрного сектора. Эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Динара Жангужекова, отметила, что слабых, раздробленных хозяйств, где нет ни технологий производства, ни качества продукции, в стране больше половины. Иллюстрация этой ситуации: 80% имеющегося на сегодняшний день поголовья скота сосредоточено в личных подворьях.
«Укрупнение мелких игроков позволит решить самые острые проблемы. Фермеры смогут брать кредиты и расплачиваться по ним, смогут закупать дорогостоящую технику, корм и удобрения оптом, будут получать субсидии, покрывать расходы, связанные с неразвитой в стране логистикой и пр. – крупным коллективам эти вопросы решать проще и выгоднее, чем мелким», – пояснила Динара Жангужекова.
Субсидии. Новые подходы
В прошлом году также активно обсуждались тема эффективности финансовой помощи фермерам и новые подходы к субсидированию.
«Объем субсидий из госбюджета ежегодно растет, сейчас он достигает примерно 200 млрд тенге, а отдачи нет: выпуск сельскохозяйственной продукции не отвечает этому уровню финансирования», – обрисовывал ситуацию председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов. В растениеводстве погектарные субсидии составляют около 35 млрд тенге (почти половина всех средств, выделяемых для этого направления). Неэффективность использования этих средств видна на примере фермеров, выращивающих зерновые культуры: в 2011 году было выделено 7 млрд тенге, в 2014-м – 8,6 млрд тенге, рост составил 20%, а объем выпуска в то же время сократился – с 709 млрд тенге в 2011 году до 477 млрд тенге в 2014-м.
Поэтому государство решило изменить подходы к субсидированию. Отныне оно намерено направлять средства на субсидии, которые будут стимулировать приобретение техники, оборудования, внедрение технологий, улучшение генетики, покупку семян, гербицидов, удобрений, привлечение консультантов, внедрение новых разработок. Их новая миссия – повысить конкурентоспособность агропромышленного комплекса.
«Обновляешься, модернизируешься – будешь получать субсидии. Асфальтные фермеры – те, которые занимаются сельским хозяйством по остаточному принципу, ничего не получат, и, я думаю, они и не должны получать», – представил в общих чертах новый механизм экс-министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.
Озвучивалось, что новые подходы субсидирования будут применяться в растениеводстве с 2016 года, в животноводстве – с 2017-го.
Рациональность во всем
Проблема нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Казахстане стоит достаточно остро: ежегодно теряются сотни, а то и тысячи гектаров плодородных земель. Однако, по словам юриста, международного эксперта по земельному и экологическому праву Бакытжана Базарбека, экологический фактор в Правилах рационального использования земель сельхозназначения не учитывается, «они нацелены только на то, чтобы наказывать собственников земель и землепользователей».
Комиссия по земельной реформе предложила вести постоянный мониторинг использования сельхозугодий в первые пять лет ежегодно и в последующие три года на орошаемых землях, на богарных землях – каждые пять лет. Это позволит усилить контроль над рациональным использованием земель. Как пояснил Бакытжан Базарбек, этой мерой в числе прочих комиссия решила усилить институт аренды в Казахстане (сохранение института аренды сельхозземель для физических и юридических лиц сроком до 49 лет – одно из решений, принятых комиссией).
Эксперт уверен: мониторинг должен проводиться с участием общественности. В самом Земельном кодексе опустынивание земель должно учитываться как фактор риска. Правила рационального использования земель сельхозназначения должны предусматривать механизмы, освобождающие землепользователей от ответственности, если они столкнутся с таким природным фактором.