Невежливых работников торговли в Казахстане необходимо обязать приносить публичные извинения. Такую норму в обновленном законе о защите прав потребителей просят вернуть правозащитники. Пункт о «посягательстве на честь и достоинство потребителя (либо продавца)» был прописан в старом законе от 1991 года и не вошел в новую редакцию от 2010-го. В числе последних поправок, внесенных в нормативно-правовой акт в минувшем апреле, данной нормы также не оказалось. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала президент общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева.
«У нас бывает так, что и потребитель, и продавец могут друг друга оскорбить. Поэтому каждая сторона должна соблюдать нравственные и этические нормы в процессе торгового обслуживания. Если было оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство, то виновное лицо обязано принести публичные извинения. В случае невыполнения этого требования потерпевший может обратиться в суд или административную комиссию. Так было прописано в утратившем силу законе 1991 года. Несмотря на то, что эти права предусмотрены в Конституции РК, в настоящее время многие об этом забывают», - отметила глава ООЗПП «Адал».
Также, по ее словам, еще одной справедливой, но не «перекочевавшей» из старого закона в новый нормой является возможность временно получить аналогичный товар, если ваш находится на гарантийном ремонте. К примеру, если холодильник сломался раньше гарантийного срока, а на улице лето и продукты катастрофически быстро портятся, то потребитель мог бы востребовать с продавца другой холодильник и вернуть его обратно, когда сервисная служба закончит ремонт. К слову, этот пункт подробно оговаривается в российском законодательстве. Продавец там не только обязан безвозмездно заменить вышедший из строя товар на аналогичный, но и даже обеспечить его доставку за свой счет.
«Эта норма тоже была у нас раньше. В проект закона 2010 года ее включили, но в итоге в сам закон данная норма, как и ряд других, не вошла. Последние дополнения тоже обошли стороной этот вопрос. Но мы продолжаем его продвигать. Также необходимо проговорить в законе вопрос сезонности - что является сезонным товаром. И так далее», - сказала Артык Сейткалиева.
Права рядовых казахстанцев в магазинах, по мнению спикера, нарушаются из-за ощущения безнаказанности работников торговли.
«Раньше торговая инспекция приходила, делала закупку, сейчас никто не проверяет. Правильные ли весы? Все фасованные товары – на откуп предпринимателю: нафасовал, если на 5-10 грамм нажульничал – никто не смотрит. Официально давалась усушка - магазинами, предприятиями оговаривалась. А сейчас за усушку платит потребитель. На каждом шагу потребитель, получается, обманут. Слышали ли вы за последнее время, что за обман потребителя кого-то оштрафовали или осудили? А раз нет превентивных мер, нет совести, тогда что хочу, то и делаю», - говорит эксперт.
Даже после отмены моратория на проверки, по мнению правозащитницы, контролирующие органы не беспокоят владельцев супермаркетов частыми визитами, а проводят лишь плановые ревизии и обязательно заранее уведомляют о них предпринимателей.
«Поэтому контролирующим органам нужно разрешить «принцип внезапности» проверок. А когда тебе присылают уведомления - «Я к тебе приду», то это надо быть безумцем, чтобы, зная о проверке, делать нарушения. Хотя у нас даже и такое бывает - настолько безнаказанность породила эту безответственность», - подчеркивает Артык Сейткалиева.
В целом принятые в 2016 году поправки в закон о защите прав потребителей президент ООЗПП «Адал» считает хоть и не в полной мере достаточными, но своевременными.
Изменения, в частности, расширили сразу на несколько пунктов полномочия государственных контролирующих органов, расписали их компетенции. В случае нарушения прав более 10 потребителей по одному и тому же вопросу у госорганов появилась возможность обращаться в суд «в интересах неопределенного круга потребителей».
Из старого закона уже возвращен и расширен пункт, который позволяет признать недействительным договор, ущемляющий права потребителей. Также казахстанцы теперь могут свободно снимать на фото и видео товар, который, по их мнению, реализуется с нарушениями. Подробнее оговариваются вопросы доступности информации для покупателя.
Помимо этого, дополнениями в законопроект предусмотрено ежегодное направление в правительство годового отчета о состоянии защиты прав потребителей для дальнейшего представления его главе государства. Будет проводиться полугодовой и годовой анализ поступивших жалоб и ежегодный анализ деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей.
Общественное объединение по защите прав потребителей «Адал» отстаивает права рядовых граждан с 1998 года. За этот период в ООЗПП обратились свыше 8 тысяч человек, возмещен материальный и моральный вред на сумму около 100 млн тенге. По информации общественного объединения, дела в 80% случаев решаются досудебном порядке.