USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95577.00$
-1502.500

Продавцов в РК хотят обязать приносить публичные извинения

В закон о защите прав потребителей предложено внести ряд важных поправок

Share
Share
Share
Tweet
Share
Продавцов в РК хотят обязать приносить публичные извинения- Kapital.kz

Невежливых работников торговли в Казахстане необходимо обязать приносить публичные извинения. Такую норму в обновленном законе о защите прав потребителей просят вернуть правозащитники. Пункт о «посягательстве на честь и достоинство потребителя (либо продавца)» был прописан в старом законе от 1991 года и не вошел в новую редакцию от 2010-го. В числе последних поправок, внесенных в нормативно-правовой акт в минувшем апреле, данной нормы также не оказалось. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала президент общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева.

«У нас бывает так, что и потребитель, и продавец могут друг друга оскорбить. Поэтому каждая сторона должна соблюдать нравственные и этические нормы в процессе торгового обслуживания. Если было оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство, то виновное лицо обязано принести публичные извинения. В случае невыполнения этого требования потерпевший может обратиться в суд или административную комиссию. Так было прописано в утратившем силу законе 1991 года. Несмотря на то, что эти права предусмотрены в Конституции РК, в настоящее время многие об этом забывают», - отметила глава ООЗПП «Адал».

Также, по ее словам, еще одной справедливой, но не «перекочевавшей» из старого закона в новый нормой является возможность временно получить аналогичный товар, если ваш находится на гарантийном ремонте. К примеру, если холодильник сломался раньше гарантийного срока, а на улице лето и продукты катастрофически быстро портятся, то потребитель мог бы востребовать с продавца другой холодильник и вернуть его обратно, когда сервисная служба закончит ремонт. К слову, этот пункт подробно оговаривается в российском законодательстве. Продавец там не только обязан безвозмездно заменить вышедший из строя товар на аналогичный, но и даже обеспечить его доставку за свой счет.

«Эта норма тоже была у нас раньше. В проект закона 2010 года ее включили, но в итоге в сам закон данная норма, как и ряд других, не вошла. Последние дополнения тоже обошли стороной этот вопрос. Но мы продолжаем его продвигать. Также необходимо проговорить в законе вопрос сезонности - что является сезонным товаром. И так далее», - сказала Артык Сейткалиева.

Права рядовых казахстанцев в магазинах, по мнению спикера, нарушаются из-за ощущения безнаказанности работников торговли.

«Раньше торговая инспекция приходила, делала закупку, сейчас никто не проверяет. Правильные ли весы? Все фасованные товары – на откуп предпринимателю: нафасовал, если на 5-10 грамм нажульничал – никто не смотрит. Официально давалась усушка - магазинами, предприятиями оговаривалась. А сейчас за усушку платит потребитель. На каждом шагу потребитель, получается, обманут. Слышали ли вы за последнее время, что за обман потребителя кого-то оштрафовали или осудили? А раз нет превентивных мер, нет совести, тогда что хочу, то и делаю», - говорит эксперт.

Даже после отмены моратория на проверки, по мнению правозащитницы, контролирующие органы не беспокоят владельцев супермаркетов частыми визитами, а проводят лишь плановые ревизии и обязательно заранее уведомляют о них предпринимателей.

«Поэтому контролирующим органам нужно разрешить «принцип внезапности» проверок. А когда тебе присылают уведомления - «Я к тебе приду», то это надо быть безумцем, чтобы, зная о проверке, делать нарушения. Хотя у нас даже и такое бывает - настолько безнаказанность породила эту безответственность», - подчеркивает Артык Сейткалиева.

В целом принятые в 2016 году поправки в закон о защите прав потребителей президент ООЗПП «Адал» считает хоть и не в полной мере достаточными, но своевременными.

Изменения, в частности, расширили сразу на несколько пунктов полномочия государственных контролирующих органов, расписали их компетенции. В случае нарушения прав более 10 потребителей по одному и тому же вопросу у госорганов появилась возможность обращаться в суд «в интересах неопределенного круга потребителей».

Из старого закона уже возвращен и расширен пункт, который позволяет признать недействительным договор, ущемляющий права потребителей. Также казахстанцы теперь могут свободно снимать на фото и видео товар, который, по их мнению, реализуется с нарушениями. Подробнее оговариваются вопросы доступности информации для покупателя.

Помимо этого, дополнениями в законопроект предусмотрено ежегодное направление в правительство годового отчета о состоянии защиты прав потребителей для дальнейшего представления его главе государства. Будет проводиться полугодовой и годовой анализ поступивших жалоб и ежегодный анализ деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей.

Общественное объединение по защите прав потребителей «Адал» отстаивает права рядовых граждан с 1998 года. За этот период в ООЗПП обратились свыше 8 тысяч человек, возмещен материальный и моральный вред на сумму около 100 млн тенге. По информации общественного объединения, дела в 80% случаев решаются досудебном порядке.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.