Казахстан ужесточает меры по медицинскому освидетельствованию пилотов. Министерство по инвестициям и развитию презентовало в мажилисе Парламента законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации». Одной из основных новелл проекта закона станет ужесточение ответственности над медицинским освидетельствованием летного персонала, чтобы в Казахстане впредь удалось избежать случаев употребления наркотиков пилотами, а также предотвратить возможные авиакатастрофы по их вине в связи с неизлечимыми заболеваниями или психическими расстройствами пилотов. К тому же усиливается контроль над антитеррористической безопасностью казахстанских аэропортов. Об этом передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Заместитель министра по инвестициям и развитию Альберт Рау отметил, что в соответствии с положениями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) планируется урегулировать вопрос так называемой «мокрой» аренды воздушных судов иностранных авиакомпаний казахстанскими авиаперевозчиками. При этом за основу взят опыт Канады, когда такая аренда ограничивается на срок не более двух месяцев в году и количество арендуемых воздушных судов не превышает 20% от общего парка авиакомпании. Таким образом, повышается доля казахстанского содержания, создаются гарантированные рабочие места для квалифицированных специалистов, сохраняются поступления, а также контроль за туристическими авиаперевозками в целях недопущения срыва перевозок в наиболее пиковые периоды. Об этом он сказал, презентуя новый законопроект «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации».
Кроме того, вице-министр Альберт Рау заметил, что одной из важных составляющих безопасности полетов является медицинское обеспечение полетов. Речь идет о контроле и надзоре.
«Вы знаете резонансную авиакатастрофу с самолетом немецкой авиакомпании, когда пилот обрушил самолет с гибелью большого количества пассажиров. Здесь было сокрытие заболевания пилота. И такие проблемы везде есть. Поэтому наряду с другими странами у нас ужесточается контроль над медицинским освидетельствованием авиационного персонала. Проверка показывает, что у нас за прошлый год было свыше 80 случаев недостоверной, сфальсифицированной информации по медицинским заключениям авиаперсонала. В этой связи согласно с международным опытом предлагается контроль в этой сфере возложить на авиационную администрацию с предоставлением полномочий сертифицированным авиационным центрам, которые будут осуществлять выдачу сертификатов авиационным медэкспертам», - заявил Альберт Рау.
Он также сообщил, что следующей наиболее острой темой в связи с последними событиями в мире, в частности в Бельгии и Египте, является обеспечение защиты гражданской авиации от угроз терроризма. В новом законопроекте законодательно закрепляется обязанность служб аэропортов в проведении досмотра на входе в пассажирский терминал в случаях нарастания риска терроризма.
«Есть соответствующее решение Совета безопасности РК, где такое поручение было также дано. Предусматривается расширение компетенции уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по контролю систем авиационной безопасности, в частности по проведению служебных экспериментов и аттестации персонала аэропортовых служб», - заверил вице-министр по инвестициям и развитию.
В свою очередь председатель Комитета гражданской авиации Бекен Сейдахметов сообщил, что ужесточение медицинского освидетельствования на первоначальном этапе составит 100 месячных расчетных показателей (МРП), а при повторном событии – 200 МРП.
«В настоящее время у нас работает два центра врачебно-летной экспертной комиссии. Они ранее сертифицировались международным комитетом в городе Москве. Сейчас же в этом законе мы предусматриваем, чтобы мы могли своими силами сертифицировать врачебных экспертов. Для этого в КГА есть управление, где имеется специалист по авиационной медицине, который является кандидатом медицинских наук. Он в последние два года прошел все необходимые курсы по авиационной медицине в передовых странах мира. Сейчас авиационные эксперты получают заработную плату в размере 300 тысяч тенге, и если будут сокрытия со стороны медперсонала и авиационного персонала, то эти меры достаточно жестко ударят по их карману», - констатировал Бекен Сейдахметов.
Между тем депутат мажилиса Азат Перуашев заметил, что «мы в чужом глазу соломинку видим, а в своем бревна не замечаем». Так, он напомнил, что пилот «Эйр Астаны» был уличен в употреблении марихуаны, его уволили, однако он подвергал риску граждан неоднократно.
«Насколько мне известно, в той же компании «Люфтганза» и ряде других случаев было принято решение отменить медицинскую тайну, потому что там пилот был под наблюдением врачей по причине депрессии. Был случай, когда самолет был утоплен в Тихом океане вместе с пассажирами, потому что пилот был неизлечимо болен раком. И авиационные власти решили отменить врачебную тайну в отношении пилотов. Как у нас обстоят дела с этим вопросом в новом законопроекте?» - спросил Азат Перуашев.
«Медицинский эксперт будет обязан сообщать обо всех болезнях пилотов руководству авиакомпании. Связь между компанией и медицинским центром будет непосредственной, чтобы исключить факты сокрытия заболеваний. Если риски будут, о персонале, который подвержен каким-то серьезным заболеваниям, руководство авиапредприятия должно будет знать», - ответил Бекен Сейдахметов.