Большинство родителей в Казахстане все же поддерживают внедрение трехъязычного обучения в школах. «За» высказались 66% мам и пап, при этом 81% отметили, что хотят, чтобы их дети знали именно английский язык. Мнение родителей о переходе на новую модель обучения и уровень подготовки школьников изучил информационно-аналитический центр совместно с Исследовательским институтом «Общественное мнение». В социологическом исследовании, проведенном в минувшем апреле, приняли участие 1055 учащихся 9 и 11 классов (66% с казахским языком обучения, 34% – с русским) и 1000 родителей по всей стране (город – 53,5%, село – 46,5%). Среди школьников было организовано стандартизированное интервью, среди взрослых проводился телефонный опрос.
Как оказалось, качеством обучения инязу в казахстанских школах полностью удовлетворена половина опрошенных, остальные довольны частично, а негативное отношение выразили 6%. Больше всего неудовлетворенных уровнем подготовки оказалось в северном регионе страны (69%). Тем временем каждый второй родитель из ЮКО сказал, что с этим предметом в его школе все в порядке.
Опрос учеников при этом показал, что только 15% из них свободно владеют английским.
Чтобы улучшить языковую подготовку своих детей, 34% родителей отправляют их на курсы, нанимают репетиторов. Так чаще поступают жители СКО и Восточного Казахстана. Казахский стремятся подтянуть чуть более 8% школьников, и 9% получают дополнительные уроки по русскому.
Как уже было отмечено, внедрение трехъязычия поддержали 66% родителей. Против инициативы МОН высказалась четверть респондентов. Затруднились ответить – 9%.
Одобрили реформу в основном жители центральных (86%) и южных (69%) регионов. Большинство несогласных выявлено на севере республики (51%). Основными причинами, против данного нововведения они называют неготовность кадрового потенциала и тот факт, что не создана нормативно-правовая и учебно-методическая базы.
Подавляющее большинство школьников (68%) не хотят изучать информатику, физику, химию и биологию на английском языке. Причем в центре, на востоке, западе и севере страны это более чем по 70% школьников. Они уверены, что толком не будут знать ни английский язык, ни самих предметов из-за низкого качества образования, многие из них считают это бесполезным для будущей работы. Между тем родители отнеслись к этой инициативе – учить предметы ЕМЦ (естественно-математического цикла, – ред.) на английском – не так категорично. Их мнение разделилось в равной степени.
Наиболее престижным для себя языком школьники называют казахский (45%), русский и английский – по 26%, а 1% респондентов даже отдали приоритет китайскому. За государственный язык в основном голосовали ученики в западном (57%), южном (45%), северном (45%), восточном (43%) регионах. Половина опрошенных родителей также уверены, что самый престижный – это казахский язык, а вот в отношении английского мнение детей и родителей разделилось, приоритетным иностранный язык назвали лишь 16% взрослых казахстанцев. Русский – самый престижный, по мнению чуть более трети родителей, и в основном это жители Восточного и Северного регионов.
И, наконец, социологи выяснили, что 70% учащихся планируют поступить в казахстанские вузы, 18% – в российские, 5% – в западно-европейские и 2% – уедут учиться в США.
Важно отметить, что учащиеся школ, колледжей и вузов страны уже живут в трехъязычном пространстве, для детей изучение английского языка тоже не является проблемой. Свои страхи по изучению языков на детей проецируют взрослые, тем самым тормозя их развитие.
6 фактов о трехъязычии от МОН РК:
- Повышается конкурентоспособность страны, доход на душу населения, меньше безработица, лучше бизнес-климат.
- Изучение иностранного языка улучшает знание математики и повышает вероятность завершить вуз на 25%.
- На английском языке говорят 1,5 млрд человек, 55% информации в интернете – на английском.
- В 17 из 28 стран ЕС изучение иностранного языка начинается с детсадов.
- В 17 странах ОЭСР английский как иностранный акцентированно учат в начальной школе. В РК английский язык усиленно (136 часов) начинается со старших классов. Это уже поздно. Поэтому ни один из предметов не преподается на английском языке.
- Чтобы начать преподавать 4 предмета на английском, его изучение нужно начинать с первых классов. Это предусмотрено новым стандартом начальной школы (102 часа со 2 класса, тогда как в старом – 34 часа).