Один из последних трендов в области маркетинга и HR – решение проблем через понимание того, к какому поколению принадлежит работник или работодатель, клиент или продавец. Информация об этом в мире уже имеет высокую цену, в Казахстане же интерес к этой теме только начинает расти. Поколенческий подход помогает разобраться, как наилучшим образом использовать плюсы и минусы представителей нового поколения людей на работе, а бренды получают дополнительный ресурс для продвижения товара.
Айнура Абсеметова, специалист по развитию, в ее рабочем портфолио тренинги по заказу USAID, фонда Soros Kazakhstan, ООН и ПРООН. Занимается оценкой социальных проектов, готовит аналитические отчеты, разрабатывает программы развития, готовит рекомендации.
– Казахстанский бизнес долго будет хромать на международном рынке, если наш менеджмент не прекратит игнорировать особенности поколений и примет во внимание тот факт, что с людьми разных поколений нужно и работать по-разному. Я больше фасилитирую процесс, который ведет к росту эффективности организации. Помогаю понимать, что люди разных поколений разные. Рассказываю, как можно с ними бесконфликтно работать. Лидер по изучению поколений сегодня, бесспорно, Джейсон Дорси. Согласно его исследованиям, люди поколения Миллениум лучше ориентируются в поиске нужной информации, несмотря на ее объем. Предыдущие поколения жили, чтобы работать, получать зарплату, а милленниалы работают, чтобы жить. Работа нужна им, чтобы были деньги на реализацию своих потребностей. Их мир гораздо шире, чем им говорили в детстве. Представители Миллениума могут руководить сразу несколькими процессами и проектами. Им комфортно в «многооконном» режиме, но ресурсов своих они не разбрасывают.
Милленниалы участвовали в прогрессе, который для I-(ай)-поколения уже не прогресс: айфон – для них такая же обыденность, реальность, как дождь и снег. Они родились, когда все это уже было. Если I-поколение для милленниалов дико и непонятно, то для «бэби бумеров» это вообще биороботы какие-то. I-поколение родилось в то время, когда общение онлайн стало нормой. Но если принять во внимание способность человеческого организма адаптироваться, то бояться нечего.
– И насколько страдают коммуникативные навыки у I-детей?
- Я услышала как-то от руководителя дошкольного центра реплику по этому поводу. Если раньше все прежние методы воспитания детей давали результат (все эти песенки и стишки, хлопания и топания), то сейчас с детьми они просто не работают. Идут дискуссии: надо ли бить в колокол, что с ними делать, как найти новые методы работы? Психологи предлагают даже объявить войну гаджетам. Но если мы действительно зависимы от гаджетов, то эти дети – они просто «юзеры», пользуются ими, и все.
Как бизнес-тренер я ощущаю изменение и взрослой аудитории. Если раньше традиционные тренинг-подходы работали, сейчас – нет. Никто не хочет долго вникать в суть вопроса, теорию, все хотят только играть. Почему сейчас популярна геймификация бизнес-процессов? Потому что в этом есть потребность поколения. Но увлечение игрой не дает человеку понять контекст, и после тренинга он не в состоянии приложить полученный опыт к другой ситуации, отличной от той, что они разбирали на занятиях.
- В чем вы видите выход?
- Я считаю, что выход лишь в том, чтобы научиться относиться к достижениям прогресса как к инструментам, а не как к игрушкам. То же и с социальными сетями. Многие не могут даже толком объяснить, почему они в них «живут». Вещи технического мира не панацея, они могут быть инструментом общения и саморазвития.
- Какие еще черты отличают представителя Миллениума от предшественника?
- Для милленниала важен результат, для поколения X – сам процесс. И милленниал быстрее выгорает в такой среде, где процесс важнее результата. Для него это стагнация, болото. Таким же дискомфортом является милленниал для окружающих людей из другого поколения. Не факт, что так и есть, это просто разные взгляды. Для поколения Миллениум важно определиться в себе, ориентироваться на внутреннюю потребность, иначе – ощущение пустоты и зря потраченного времени. Именно поэтому многие из представителей поколения часто находят решение во фрилансе.
Салтанат Абильтаева, генеральный директор агентства Optimum Recruitment & Executive Search
– Представители поколения Миллениум (Y) уже вовсю трудятся в компаниях. Через 3-5 лет персонал средней компании будет состоять из них уже на 85%. А наниматели – в основном поколение Х – чаще раздраженно реагируют на Y. Просто потому, что те сильно от них отличаются: хотят всего и сразу, не считают, что нужно кропотливо работать и тратить годы на построение карьеры. Поколение Миллениум упрекают в необоснованных амбициях и завышенных ожиданиях. В основной своей массе это поколение инфантильно, не готово брать на себя ответственность, что раздражает предшественников. Но при этом «игреки» очень амбициозны. Это поколение видит себя звездами.
Предыдущее поколение рано взрослело, а Миллениум – это поколение захваленных, они выросли в любви и постоянном, порой беспочвенном, поощрении. Даже в ауле, на дальнем отгоне какая-нибудь мама говорит своему сыну: «Ты у меня самый умный, обязательно станешь президентом». Даже если потом ни эта мама, ни ее отпрыск не приложат усилий к достижению цели, сын все равно будет считать, что достоин большего. Такая вот психология. Все это, конечно, отражается на отношении представителей поколения Миллениум к работе. Их, в частности, отличает неприятие критики в свой адрес, сиюминутная готовность бросить все и уйти в любой момент, не доведя до конца.
– Но плюсы, ведь, есть и у них?
– Безусловно. Во-первых, нельзя не отметить их адаптивность к миру новых технологий. К примеру, «иксы» скрипят, когда компании вводят CRM (Customer Relationship Management) или сложную систему ЕRP (Enterprise Resource Planning). Представители Миллениума воспринимают нововведения с бОльшим энтузиазмом и легче осваивают их. Во-вторых, их отличает мотивация на достижение результата и они весьма продуктивны. Стиральную и посудомоечную машины придумали лентяи – таковы «игреки». В-третьих, они – командные игроки. Несмотря на то, что их упрекают в излишнем индивидуализме, даже нарциссизме, они способны быть эффективными членами команды. К сожалению, руководители, которые в большинстве своем относятся к поколению X, не готовы над этим работать.
– Какова реакция компаний нашей страны на этот поколенческий подход?
– Компании в Казахстане принимают во внимание поколенческий фактор, пытаются адаптироваться к представителям Миллениума. И хотя мы всегда позади более развитых стран, старания наших компаний заметны уже сегодня: разрабатываются мотивационные программы, в бизнес-процессы внедряется геймификация. Компании, не имеющие ресурсов на такое, внедряют эти программы офлайн, и это тоже неплохо работает.
– Отличаются ли чем-то казахстанские «игреки» от своих ровесников в развитых странах?
– Если, так сказать, взять «среднюю температуру по больнице», то представители Миллениума в любой стране смотивированы на статусные вещи. Но милленниум-казахстанцы гораздо более привержены ценностям и традициям своих родителей. Если западные парни и девушки все чаще демонстрируют пренебрежение к материальным ценностям, то казахстанские «игреки» к ним гораздо более лояльны. Они демонстрируют стремление владеть престижными вещами, многие по старинке мечтают о собственных квартирах. Хотя есть и исключения. В чем наши «игреки» похожи на своих ровесников во всем мире, так это в любви к путешествиям и постоянной потребности новых ощущений.
Кстати, компании нередко весьма умело используют этот мотиватор. К примеру, многих сотрудников Air Astana мотивирует возможность летать самолетами с 90%-ной скидкой от стоимости билета. Особенно тех, кто имеет невысокий доход. Оттого они и держатся за свое рабочее место многие годы даже при наличии иных демотиваторов.
Айнура Абсеметова: «В процессе жизни качества, по которым человека можно отнести к тому или иному поколению, меняются. Поколения характеризуются не годом рождения, а этими качествами. Я встречала гармоничных счастливых людей во всех поколениях. Неважно, каким путем ты идешь к своему счастью, к какому поколению принадлежишь. Если ты испытываешь внутреннюю гармонию от того, что ежедневно делаешь, ты счастлив».
Джейсон Дорси – один из крупнейших и широко разрекламированных исследователей поколений в мире. Во время выступлений выглядит как проповедник, обученный всем «фишкам» публичного спикера. Глава Центра динамики поколений (The Center for Generational Kinetics) – весьма разговорчивый спикер TEDх, автор книг и участник множества американских телешоу, колумнист The New York Times. Он изучает поколения и не безвозмездно делится добытыми его центром знаниями с компаниями (Mercedes-Benz, сеть отелей Four Season, Visa). Последнее «увлечение» Джейсона – поколение I – нынешние пятилетние.