25 марта пресс-служба Акорды сообщила: указом главы государства Владимир Школьник освобожден от должности министра энергетики Республики Казахстан. На этом посту он проработал полтора года. «Капитал.kz» отмечает некоторые события, произошедшие на рынке за это время, и вспоминает, какие идеи озвучивал министр.
На должность главы Министерства энергетики РК Владимира Школьника назначили одновременно с созданием этого ведомства. Тогда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал: «Создается министерство энергетики, потому что у нас с энергетикой вообще беспорядок. Нефть и газ в одном месте. Твердая энергетика в другом месте. Электроэнергия в третьем месте. Атомная энергетика в четвертом месте. И ничего не поймешь. (…) Считаю, что сейчас настало время держать все в одних руках». Владимира Школьника глава государства назвал «самым подходящим и опытным человеком на эту должность».
Тема АЭС была продолжена
Логично начать небольшой обзор деятельности министерства с атомной темы: экс-министр энергетики пришел на эту должность с позиции руководителя «Казатомпрома».
Вопрос строительства атомной электростанции в Казахстане обсуждается давно. В начале 2014 года президент страны поручил правительству решить этот вопрос до конца I квартала того года. В мае Казахстан и Россия подписали меморандум о взаимопонимании, со стороны России свою подпись под документом поставил глава «Росатома» Сергей Кириенко, со стороны Казахстана – Владимир Школьник, еще будучи главой национальной атомной компании. В сентябре же того года Казахстан и Россия завизировали Межправительственное соглашение о строительстве и эксплуатации атомной электростанции в Казахстане. «Мы – два ведомства – подготовили документ и теперь отправляем его на согласование в госорганы. Он проработан госорганами, «Росатомом» и министерством энергетики и сейчас идет на согласование внутри государств», – цитировали информагентства слова казахстанского министра.
Другой вопрос – размещение в Казахстане Банка низкообогащенного урана – перешел на новый этап в бытность Владимира Школьника министром энергетики РК. В конце августа 2015 года соглашение о его создании подписали в Астане правительство РК и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Бензин: может быть и 150
Безусловно, самым важным – не с точки зрения глобального позиционирования страны, а с точки зрения внутреннего рынка – событием за время работы Владимира Школьника в качестве министра энергетики стало то, что цены на бензин марки АИ-92 были отпущены в свободное плавание. Это произошло 4 сентября 2015 года. До этого, напомним, государство устанавливало предельные цены, и для ходовой марки они были такими: в августе 2014 года – 128 тенге за литр, в декабре 2014-го – 115 тенге за литр, затем – 109 тенге за литр, в феврале 2015-го – 99 тенге за литр, в мае – 108 тенге за литр.
Высказывая предположение о том, каких цен стоит ожидать в условиях «свободы», глава ведомства сказал: «Может быть, это будет 140, может быть, 150, может быть, 142, 143 – где-то в этом районе. Конечно, может быть некий всплеск, но потом мы ожидаем, что эта ситуация выровняется… Правительство, конечно же, не допустит злоупотребления и на этом дать кому-то заработать».
Цены на многих АЗС цены взлетели до 130 тенге за литр. Тогда Министерство национальной экономики РК предписало заправкам предоставить информацию о структуре ценообразования бензина АИ-92/93. Крупные сети снизили стоимость до 125 тенге за литр – на этом уровне в среднем цены и остаются до сих пор.
Россия как ориентир для АИ-92
Похоже, имя Владимира Школьника как главы Министерства энергетики РК будет тесно связано именно с темой автомобильного топлива. «Самый дешевый по сравнению с нашими соседями бензин в долларах сейчас у нас», – сказал он в сентябре 2015 года. В России литр АИ-92 в розничных точках стоит 143 тенге, у нас – в среднем 125 тенге. «С учетом того, что мы покупаем его там по оптовым ценам, а они ниже, и соответствующих налогов с Российской Федерации нет (в стоимости импортируемого топлива, – ред.), мы только наши налоги – акциз – накладываем. Поэтому сейчас выгодно возить», – отметил глава ведомства.
Марка АИ-92, привел он цифры, подешевела практически в два раза в долларовом выражении. В 2014 году, когда доллар был на уровне 150 тенге, литр оценивался в 80 центов (128 тенге/литр), после отмены госрегулирования литр остановился на 125 тенге, что при курсе 270 тенге за доллар означает 40 центов за литр.
Тогда же Владимир Школьник озвучил мысль, что, поскольку «мы ведем счет в тенге», стоимость бензина на казахстанском рынке (который, отметим, более чем на треть зависит от российского топлива) зависит от того, каким будет курс рубля в России через месяц-два-три. Также от того, каким будет плавающий курс тенге по отношению к доллару тоже в ближайшие три месяца.
Ездить коллективно, покупать дороже
Одно из ярких «бензиновых» предложений Владимира Школьника относится к периоду, когда он только приступил к своим обязанностям в качестве министра. В сентябре 2014 года, как раз когда рынок и потребители привыкали к случившемуся повышению предельных цен на АИ-92 до 128 тенге за литр, он предложил казахстанцам переходить на коллективную езду на автомобиле. Такая практика может стать ответом на повышение цен на ГСМ. «Я призываю это делать, если есть возможность не в громадном джипе ехать на работу. Понимаете, здесь, в Астане, нельзя проехать, а сесть хотя бы в одну машину людям, сидящим на подъезде, это можно сделать», – цитировали его информагентства. И подчеркивали, что сам министр ходит на работу пешком, поскольку живет недалеко от работы и «поэтому не может подвозить своих заместителей до министерства».
Более того, Владимир Школьник поделился мыслью: гораздо лучше, когда бензин, хотя и стоит 128 тенге за литр, но присутствует на заправках, чем когда он стоит 115 тенге за литр, но потребители его купить не могут, поскольку его просто нет. А закончиться на рынке он может из-за действий «спекулянтов и граждан других государств», которые будут продолжать вывозить дешевый казахстанский бензин, даже если его будет очень много.
За Кашаган «пальцы держу крестом»
«Месторождение Кашаган будет запущено в конце 2016 года» – такую установку для рынка оставил экс-министр. В январе этого года он выступал на брифинге, где сказал: «Мы в этом году запустим – пальцы держу крестом – Кашаганский проект, который со следующего года начнет вносить свой вклад в общий баланс нефти». По данным Владимира Школьника, в первое время месторождение будет давать ежегодно 7 млн тонн нефти, через год – 11 млн тонн, и если все будет правильно развиваться – 13 млн тонн, на чем закончится «нулевая фаза».
Отметим, что в начале 2015 года председатель правления «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев сообщил, что такой непростой и капиталоемкий проект, как Кашаган, будет рентабельным при стоимости нефти на мировом рынке около $100 за баррель. В настоящее время котировки Brent колеблются около уровня $40 за баррель.