USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
69796.90$
-1049.700

Ян Гейл рассказал, как изменит «золотой квадрат» Алматы

Копенгагенизация южной столицы неизбежна

Share
Share
Share
Tweet
Share
Ян Гейл рассказал, как изменит «золотой квадрат» Алматы- Kapital.kz

Ян Гейл – гуру мировой урбанистики, превративший родной Копенгаген в самый комфортный город для жизни, по приглашению властей Алматы прибыл в наш город. Зарубежный гость сегодня в городском акимате встретился с архитекторами и чиновниками, чтобы лично представить свою концепцию по изменению «золотого квадрата» Алматы. Отметим, что над данной концепцией уже больше года трудится команда специалистов компании Gehl Architects, а ее основные положения по распоряжению градоначальника Бауыржана Байбека вошли в Программу развития города до 2020 года. Так, Ян Гейл предлагает уплотнить городские застройки, сократить число парковок, обустроить водоемы и восстановить арыки, расширить сеть велодорожек, поставить массу скамеек по городу, улучшить видимость, срезав нижние ветки деревьев, изменить облик улиц Жибек жолы, Панфилова, Кунаева, Абылай хана и площади Республики. А ключевую транспортную артерию Алматы – проспект Аль-Фараби – архитектор видит скорее бульваром!

В эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz урбанист рассказал свое видение перемен, необходимых южной столице.

- Господин Гейл, для того чтобы освободить 100 тысяч кв. метров Копенгагена от машин, потребовалось более 50 лет. Какие сроки для Алматы ставите вы и какую часть территории города нужно отвести для преобразований по вашей концепции?

- Я думаю, не нужно концентрироваться на конкретной площади, которую мы можем отвоевать у машин, вытеснить их совсем. Раньше у нас тоже был максималисткий подход – что надо полностью убрать автомобильное движение и будет всем хорошо. Но мы поняли, что это вопрос не решает и тоталитарная война с машинами – не совсем правильный подход. Скорее нужно сосредоточиться на реализации концептуальных моментов. Например, на каждой улице сделать удобные пешеходные тротуары. Также на всех улицах сделать удобные наземные «зебры», не надземные, я подчеркиваю. Добавить полезные объекты для комфорта жителей. И все это нужно реализовывать постепенно, поэтапно.

e063f392c66d7ffb9cfcc3a55dc.jpg

- Каким было ваше первое впечатление от Алматы?

- Алматы – приятный и зеленый город, ландшафт здесь хорошо связан с окрестностями, город имеет массу естественных богатств, главное из которых люди. Но жителям приходится мириться с засильем транспорта, загазованностью и пробками. Это проблема многих городов.

- Как найти компромисс, чтобы сохранить исторический облик города, его уникальность и реализовать ваши идеи?

- Я не предлагаю ничего, что нарушит исторический облик и культурные объекты. Не предлагаю строить небоскребы, массово сносить деревья. У вас улицы очень широкие. Можно взять часть проезжего пространства и превратить ее в другую инфраструктуру. Зелень трогать не обязательно. Но если действительно нужно проложить хороший тротуар для большого числа людей, можно эти деревья «подвинуть». Через 10 лет перенесенное дерево создаст такую же зелень.

- Насколько дороги такие перемены?

- Все, что я предлагаю в этой концепции, можно реализовать очень дешево. И эти изменения пойдут на благо абсолютно всех категорий граждан. Это важно! Нет ничего более дешевого в градостроительстве, чем организация общественных пространств. Велосипедная и пешеходная инфраструктура стоит очень дешево, намного дешевле, чем любой инфраструктурный объект для машин.

5bb2fa28144d904b453506b90c3.jpg

- Правда ли, что в Копенгагене сегодня уже приходится бороться с велосипедными пробками?

- О да, это так. Мы работаем над этим. Но мы поставили такую цель, чтобы велосипедистов у нас было много, и, если им мало пространства, мы будем делать больше велодорожек. Велосипеды во всем превосходят автомобили: они полезны для здоровья, пропускная способность любой велодорожки намного выше, чем полосы для автомобилей, это полезно для окружающей среды, это всем хорошо!

К слову, 80-летний Ян Гейл сам продолжает добираться на работу на двухколесном друге и уверен, что это продлевает жизнь как минимум на семь лет.

Урбанист уверен, что образ жизни и самочувствие жителей мегаполиса кардинально изменятся, после того как чиновники возьмут его концепцию на заметку. «Сначала люди формируют город, потом он формирует людей», - подчеркивает Гейл.

Отметим, что к приезду именитого гостя была переведена на казахский язык и издана его книга «Город для людей». В ней собран полувековой опыт датского архитектора по преобразованию Нью-Йорка, Мельбурна, Лондона и других городов.

bd034967fcf4c152f2b5e107f8e.jpg

С лета 2015 года в Алматы уже приступили к реализации идей Яна Гейла. Так, в восьми районах были расширены ведущие магистрали, созданы удобные пешеходные зоны, места отдыха, спортивные и детские площадки, проложены велодорожки. Активно ликвидируются рекламные баннеры, портящие вид улиц. Такая работа, как заявил в ходе градсовета замакима Болат Сауранбаев, будет продолжена.

«Какие конкретные изменения будут утверждены, мы еще рассмотрим в акимате, на сессиях маслихата. Но отступать мы не можем. Мы уже зажглись идеей сделать лучше наш прекрасный и любимый город для людей, а не для машин», - отметил заместитель акима.

Завтра, 13 января, - последний день визита Яна Гейла в Алматы. Запланирована его встреча в КазГАСА со студентами, представителями НПО и экологических организаций.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.