Экологи требуют от городских властей признать, что экологическая ситуация в Алматы критическая. По их мнению, необходимо, во-первых, признать всю глубину проблемы. Во-вторых, пора принимать решительные меры. «Обратите внимание, вот мы проиграли Пекину, где ситуация еще хуже, в праве на получение зимней Олимпиады. Но суть в том, что китайцы признали проблему и обещают ее исправить. Наши же власти ничего не признают, а некоторые чиновники говорят, что ситуация действительно не очень хорошая, но никак не критическая», - сказала директор общественного фонда «Тауасар» Ажар Джандосова в ходе пресс-конференции «Алматинцы призывают акима заняться решением главной экологической проблемы», сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
В Алматы, по словам Вадима Ни, действуют одиннадцать автоматизированных станций, из которых только три дают оперативные данные. «И все они расположены выше проспекта Абая. Одна из них есть в Институте горного дела, вторая - в КазНУ, третья – на Медеу. И, например, ночью они дают такие показатели, согласно которым ситуация достаточно неплохая», - говорит Вадим Ни.
Правда, в другое время даже показатели Казгидромета, чьи данные в силу расположенности упомянутых станций не все считают объективными, дают понять, что в целом воздух в городе характеризуется высоким уровнем загрязнения. Но власти по-прежнему не признали, что ситуация вредит здоровью алматинцев. «В программе по развитию города до 2020 года, - говорит представитель экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь, - среди 28 ключевых целей не было пункта об улучшении экологической ситуации».
Впрочем, и предыдущие власти города могли бы активнее заняться этим вопросом. По крайней мере, судя по данным, которые получили из официальных источников сотрудники «Зеленого спасения», только на проектную документацию проекта «Кок-Жайляу», против строительства которого многие экологи активно протестовали, ушло 8 млрд тенге. «На эти деньги можно было многое сделать для экологии города. Например, купить 20 современных трамваев, 370 км велодорожек, 260 газовых автобусов. Сейчас, например, из 1800 автобусов только 600 работают на газе», - сказала Светлана Спатарь.
Вслед за признанием проблемы необходимо, по мнению выступавших экологов, принять следующие меры.
Во-первых, создать экологический фонд, куда пойдут штрафы за нарушение экологического законодательства, которые, в свою очередь, должны направляться на решение экологических же проблем.
Во-вторых, экологи призывают строже следить за выполнением норм природоохранного законодательства.
В-третьих, с учетом того, что ликвидация экологических проблем задача непростая и ее реализация займет много времени, ее надо начать решать немедленно. И, самое главное, крайне важно, проявив политическую волю, сделать газ более доступным для многих жителей частного сектора города.
«Очистить воздух не так сложно. Пройдет ливень или снегопад – и воздух, по сути, чист. Проблема не столько в очищении, а в том, чтобы не загрязнять. Газовое отопление очень помогло бы. Но для многих это дорого. Примерно, 300-500 тысяч стоит подключение к единой газовой системе. Надо сделать эти услуги дешевле», - считает Светлана Спатарь.