На фоне глобального спада лишь в редких отраслях экономики наблюдается положительная тенденция. Так, оптимистичную модель развития можно отметить в гостиничном бизнесе Казахстана. Хотя, казалось бы, и клиент изрядно обеднел, и зависимость от доллара очевидна. Тем не менее пресловутые новые возможности найдены. Речь идет об активном строительстве или просто создании в арендуемых зданиях гостиниц экономкласса. То есть стесненного в средствах туриста казахстанские предприниматели поселили в соответствующий недорогой отель и тем самым сохранили спрос, пусть и потеряли в стоимости проживания.
Не было бы счастья, да несчастье помогло…
В Ассоциации гостиниц и ресторанов Казахстана таким положением дел довольны. Впрочем, как и тем, что условия для развития рынка – «несмотря и вопреки» – создаются: 20 стран получили безвизовый въезд в Казахстан, что в первую очередь благотворно скажется на гостиничном бизнесе, кроме того, встречи и мероприятия в бизнес-формате проводятся с завидной регулярностью, что также обеспечивает рынку «делового» туриста. Другими словами, петь реквием по отечественному гостиничному бизнесу в нашей стране никто не собирается.
«Рынок динамично развивается. Свидетельством тому является приход к нам международных сетей. Это тенденции положительные, понятно, что если мировые сети не видят перспективы на рынке, то не придут к нам. Очень много говорили в Казахстане, что не хватает отелей экономкласса. Сейчас мы видим, что этот сегмент – самый большой. В рамках исследований, которые мы провели, только в Алматы мы обнаружили около 45 хостелов. Туристы – люди, которые платят из своего кармана, лишь за редким исключением останавливаются в дорогих отелях. Поэтому очень востребованы хостелы, недорогие и в принципе отвечающие такому стандарту, как «кровать + завтрак» – BedAndBreakfast», – рассказала президент Ассоциации гостиниц и ресторанов Казахстана Рашида Шайкенова.
Предприниматели, создавшие «хостеловский бум» в Алматы, в свою очередь не скрывают, что заняли весьма выгодную в условиях кризиса нишу. Дешевые гостиницы легко окупают аренду здания, если бизнесмен не имеет собственного, причем плата эта, как известно, взимается в долларах. И вот это, пожалуй, основная часть расходов. Насколько успешно владельцы хостелов справляются со своими финансовыми обязательствами, говорит лишь тот факт, что, по наблюдениям самих участников рынка, в Алматы открываются как минимум 3-4 хостела еженедельно (!). Таким образом, рынок настолько полноценен, что в нужном объеме представлены и спрос, и предложение.
«Девальвация главным образом повлияла на стоимость издержек и увеличение статьи расходов на аренду помещений. Не секрет, что большинство владельцев хостелов не имеют собственных площадей. При этом также добавлю, что цена на проживание в гостинице складывается из издержек, спроса на услугу в определенный момент времени, наценку, комиссионных и тому подобное. Резюмируя все это, могу сказать, что все расходы компенсирует интерес к Казахстану как к туристическому направлению», – считает владелец Almaty Hostel Dom Шакир Исламбакиев.
Особую роль в этом сыграла отмена виз для граждан ряда стран. Это, в частности, поспособствовало тому, что путешественники этих государств решили корректировать свои маршруты по Центральной Азии и включить в них и нашу страну. «В целом, на мой взгляд, данный вид бизнеса имеет несомненный потенциал. Во-первых, возрастает интерес к Казахстану среди иностранных путешественников, увеличивается поток туристов в нашу страну. К тому же Казахстан готовится принять Универсиаду и Международную выставку EXPO. Помимо этого, эксперты отмечают и рост внутреннего туризма: все больше казахстанцев начинают путешествовать в пределах родной страны. И разразившийся финансовый кризис только подстегивает к этому еще больше. На фоне всего этого хостеловский бизнес представляется весьма выгодным, поскольку в принципе не требует больших инвестиций, легок в продвижении и развитии», – поделился он своим видением.
К слову, о событийном туризме как эффективном инструменте развития гостиничного бизнеса. Сейчас идет активная подготовка к таким масштабным мероприятиям, как Универсиада-2017 и EXPO-2017. В целом рынок находится в приятном предвкушении – такие события обеспечат стопроцентную наполняемость отелей и гостиниц. В администрации Универсиады-2017 полным ходом идет работа по налаживанию контактов с отелями, а также активно применяются новые методики по расселению ожидаемого потока туристов в Алматы, который, нужно отметить, обещает превысить все предполагаемые лимиты – ожидается участие как минимум 56 стран мира.
«Для внутреннего и внешнего туризма – наших потенциальных гостей – мы планируем сделать определенную систему бронирования. Это будет работа через наш сайт. Я думаю, что как минимум две тысячи, это навскидку, будут обслужены через сайт по расселению. Скорее всего, мы будем использовать специальные туристические пакеты. То есть турист может зайти к нам на сайт, выбрать нужный ему пакет, который, к примеру, будет включать в себя билет на поезд, номер в трехзвездочной гостинице и посещение некоторых мероприятий – церемонию открытия, например, или соревнования по определенным видам спорта. Он покупает пакет и получает определенную скидку. Сейчас это в планах. Дополнительно, конечно, будут задействованы какие-то общежития, хостелы. Потому что это ведь не только участники Универсиады, это также болельщики, массмедиа – журналисты, фотографы и так далее», – рассказал руководитель департамента питания и размещения Универсиады-2017 Платон Калиниченко.
Кстати, событийный туризм и регулирует в какой-то степени ценовую политику на отечественном гостиничном рынке. Если рассматривать масштабы Алматы, то ценовой всплеск здесь наблюдается в августе, сентябре и октябре – на этот период приходятся наиболее значимые традиционные события, в частности, выставки KIOGE (нефть и газ), и туристская выставка KITF. В так называемый мертвый сезон стоимость проживания в отелях падает. И если даже на reception указана одна цена, при бронировании номера она может оказаться на порядок ниже.
Не так благополучен гостиничный бизнес, как его малюют?
Но так ли все радужно и приглажено на рынке гостиниц и отелей Казахстана? Меньше всего его участникам нужно делать хорошую мину при плохой игре. Проблемы есть, может не такие глобальные, как у бизнесменов других отраслей, но тем не менее. Одна из них – резкие спады объемов инвестиций в отрасль, в первую очередь внешних. Здесь бы казахстанскому предпринимателю, что называется, подхватить эстафету, но, увы – средств нет, более того, даже те, у кого деньги имеются, при действующем профильном законодательстве не рискуют вкладываться в гостиничный бизнес. А значит, вопрос с благоустройством инфраструктуры, в частности, за счет внутренних средств, остается открытым.
«К сожалению, как отмечают многие путешественники, в Казахстане уровень цен довольно высокий и часто не соответствует качеству предоставляемых услуг. Кроме того, вы сами наблюдаете, что в связи с возникшей ситуацией на валютном рынке многие гостиничные объекты начали корректировку цен в сторону повышения. То есть к этому вопросу необходимо подходить комплексно – нужно в целом работать над туристической привлекательностью Казахстана: улучшать сервис, инфраструктуру, разрабатывать туристические маршруты, реализовывать программы по продвижению», – делится мнением владелец Almaty Hostel Dom Шакир Исламбакиев.
В Ассоциации гостиниц и ресторанов Казахстана между тем не понимают недовольства вокруг цен на гостиничные услуги в нашей стране. Во-первых, не настолько уж беден Казахстан на достопримечательности и природные красоты, во-вторых, чем наш предприниматель хуже иностранного? Ему точно так же приходится вкладывать огромные средства в гостиничное дело и совсем не с руки устанавливать невыгодную цену, тем самым увеличивая срок окупаемости. А с наступлением кризиса, нужно отметить, ситуация еще более усугубилась. Если до 2008 года возврат инвестиций в гостиничный бизнес определялся сроком в 5-7 лет, то сегодня бизнесмены понимают, что раньше 10-15 лет им вряд ли удастся выйти на чистую прибыль.
«Очень много говорят о том, что у нас высокие цены, но это тоже достаточно условная вещь. Мы знаем Европу с немаленькими ценами, курортные зоны знаем с их дороговизной. Нас просто всегда рассматривают как страну, в которой нет особых ресурсов для потребителей и поэтому у нас цены должны быть низкими. Почему? Мне непонятно. Извините, это рынок, и каждый предприниматель, вкладывая свои средства, ждет возврата своих инвестиций», – говорит Рашида Шайкенова.
А вот где все ясно и понятно, так это в вопросе качества услуг. А если быть точным, в вопросе несоответствия качества услуг той «звездности», на которую «осмелилась» та или иная гостиница. И речь тут идет не о единичных возмущениях избалованного туриста, а о регулярных наблюдениях.
Понятно, что в корне менять положение некоторых вещей хлопотно и, вполне возможно, ненадежно, ведь смена стандартов еще не гарантирует, что приведены они будут в нужный вид. Однако очевидно одно: игра стоит свеч. Лишь то, что в условиях кризиса рынок демонстрирует рост, говорит о многом. Другая цифра: в прошлом году Казахстан посетили 5 млн туристов. И это тоже к разговору о потенциале рынка и, как следствие, необходимости глобальных перемен на казахстанском гостиничном рынке.