Ввести утилизационный сбор на импортируемые автомобили предложил Асет Исекешев, министр по инвестициям и развитию РК, в ходе презентации законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики».
«Как известно, в РФ со всех ввозимых транспортных средств взимается утилизационный сбор, который играет двойную роль. Во-первых, он компенсирует снижение импортных пошлин, связанных с обязательством перед ВТО, то есть защищает российский рынок от импорта. Во-вторых, ограничивает ввоз автомобилей, произведенных в странах ЕАЭС, которые освобождены от уплаты таможенных пошлин. Таким образом, даже на российском рынке казахстанская продукция не может конкурировать с местным производителем», – отметил Исекешев.
По мнению Эдуарда Эдокова, председателя Независимого автомобильного союза, единственная цель этого сбора – нивелировать потери от снижения таможенных пошлин при вхождении в ВТО. Если вводить утилизационный сбор в Казахстане, то получится очередная «бездонная поддержка» для нашего автопрома. Следовательно, этот сбор будет выгоден только автопроизводителям.
Напомним, что Россия вступила в ВТО в августе 2012 года. И уже 1 сентября ввела утилизационный сбор на все импортируемые легковые и грузовые автомобили для защиты своего автопрома. Этим самым, по мнению других участников торгового альянса, РФ нарушила правила организации. А в 2013 году Евросоюз за это подал иск на Россию в комиссию по урегулированию споров ВТО, посчитав данную меру дискриминационной. Ведь с тех автозаводов, которые находились на территории РФ, данный сбор не взимался при условии, если они гарантируют создать условия для утилизации своих авто по окончании срока эксплуатации. То есть фактически утилизационный сбор с каждого проданного авто в российский бюджет уплачивали только зарубежные заводы.
В итоге после долгих разбирательств ЕС в суде оспорил схему утилизационного сбора. И российские производители машин стали его платить наравне с зарубежными. Отметим, что российские власти решили компенсировать эти затраты своим автопроизводителям за счет многомиллиардных субсидий.
Если учесть российский опыт введения утильсбора, то, насколько он казахстанскому автопрому сейчас нужен и не вызовет ли недовольства со стороны других членов ВТО, пока остается загадкой. Но то, что для России, а теперь и для Казахстана утилизационный сбор – это в большей степени заградительная мера, сомнений нет.
«Как таковой утилизационной отрасли в России нет, этот сбор шел чисто на защиту местного автопрома, а именно АвтоВАЗа. В нашей стране ситуация схожая. Уже были разговоры среди депутатов по введению утилизационного сбора. В России, к примеру, чтобы утилизировать такой объем, нужно порядка 30 перерабатывающих комплексов. Их только пять и насколько они функционируют, никто не знает, но деньги при этом успешно собираются. Получается, ограничивают рынок таким заградительным сбором. В Казахстане же нет и пяти таких комплексов. Чтобы построить хотя бы один, нужны огромные деньги, место, время. Выходит, что утилизироваться ничего не будет, а утилизационный сбор будет лишь очередной преградой для доступа на наш рынок», – считает Эдуард Эдоков.
Каким образом в условиях падения спроса на авторынке Казахстана, нестабильной ситуации с национальной валютой наше правительство планирует внедрять утилизационный сбор, непонятно. Поскольку нет ни конкретных цифр по предполагаемым базовым ставкам, ни объемов выпускаемой продукции, ни утилизационной отрасли как таковой.
«Вообще, этот утилизационный сбор вызывает большие сомнения. Ведь получается, что гражданин должен заплатить за то, чтобы когда-нибудь его авто утилизировали. Фактически получается, что деньги берут за не оказанную услугу, а за обещание. Это противоречит закону и нарушает права потребителя. В России сейчас все именно так и делается. И если мы введем у себя утилизационный сбор, ситуация будет ничуть не лучше, чем в РФ. То есть это еще одна лазейка, которая позволит дополнительно ограничить конкуренцию и снизить возможность свободного ввоза», – резюмировал Эдуард Эдоков.