Правительство Казахстана сегодня приняло решение, согласно которому стоимость валюты в стране будет определяться не Нацбанком, а рынком.
«Как и все остальное в рамках рыночной экономики должно определяться спросом и предложением. Защищать мы должны только уязвимые слои населения. Все остальное должно двигаться в рыночной среде», - сказал премьер-министр РК Карим Масимов.
На первых порах такие новости сеют панику на рынках и среди населения, но потом, как правило, ситуация выравнивается, сказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz инвестиционный консультант FIBO Group.
«Если посмотреть на ситуацию в мире, то мы видим, что доллар дорожает по отношению ко всем основным конкурентам тенге. Он, в принципе, дорожает по всему фронту, а Казахстан уже полтора года удерживает стоимость нацвалюты. Сейчас если стоимость тенге будет определяться спросом и предложением, то мы можем ожидать выравнивания обменных курсов с российским рублем. Это, может, и не случится завтра же. Возможно, процесс будет плавный. Но плавный курс, как правило, приводит к панике, идет падение нацвалюты, но потом идет выравнивание. Нужно смотреть на тенденцию на бирже, как она среагирует, смотреть как будет идти привыкание в течение следующей недели, как будут выравнивать баланс расчетный по валютным сделкам и прочее», – сказал эксперт.
Напомним, что правительство, решив сделать курс нацвалюты «плавающим», аргументировало этот шаг низкими ценами на нефть, которые, видимо, будут таковыми еще несколько ближайших лет. В связи с чем, по словам премьера Карима Масимова, правительство будет ставить на институциональные реформы, пытаясь, наконец, диверсифицировать экономику. И перестать зависеть от цен на сырье.
Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, мало верит в позитивный характер последних новостей. «О диверсификации экономики говорят уже лет 20. Тем более надо помнить, что все-таки сырье вовсе не формирует бюджет государства в полной мере. В основном эти деньги оседают в карманах транснациональных компаний, что-то идет в Нацфонд. Все-таки 36% бюджета сформировано налогами из Алматы, столицы малого и среднего бизнеса. Еще 30% формирует таможня, а еще штрафы и налоги. И что происходит в реальности? Сейчас прислали десант фискальных органов в город, которые, как говорится, выбивают пыль из половиков. Чеки проверяют, цепляются к мелочам, чтобы добить МСБ», – сетует Виктор Ямбаев.
Текущая экономическая ситуация и новая финансовая политика, по словам Виктора Ямбаева, неоднозначны еще и потому, что в стране слабо развито внутреннее производство. Этот фактор, подчеркнул он, и отличает казахстанскую девальвацию от, например, китайской или южнокорейской.
«Если учесть, что девальвация тенге происходит чуть ли не раз в год, то понятно, что финансовая система в стране неустойчива, а экономическая политика непредсказуема. Внутреннее производство не развито. Ссылаются на другие страны, Южную Корею в том числе. Но это другое дело, у таких стран экономика не зависит от импорта. Тот же Китай. Их экспортируемые товары из-за девальвации еще подешевели. А мы что экспортируем? В итоге за все, в том числе за амбициозные проекты государства, рассчитывается население. Тем более еще прошлогодняя, февральская, девальвация отсосала последний жир. Если раньше предприниматели, закрывая магазины, сразу поднимали цены, то сейчас ситуация немного другая. Свободных денег больше нет, бежать в обменные пункты, спасая тенге, нет смысла, потому что ни того, ни другого нет», - говорит Виктор Ямбаев. Он также добавил, что цены будут расти с большим скрипом, потому что некому будет покупать товары в силу отсутствия денег или их жесткой экономии.