C 2016 года в Казахстане начнется поэтапная передача большей части судебных производств в руки частных судоисполнителей. Сейчас в их ведении находятся производства на общую сумму в 500 млн. тенге по всей стране. Это в основном административные и гражданские дела. В то же время у государственных судоисполнителей в производстве находится 1,6 млн дел, и с каждым годом эта цифра увеличивается. При этом, как отметила сегодня в ходе брифинга в Астане замдиректора департамента по исполнению судебных актов Минюста РК Саида Сагдад, в общей сложности казахстанцы задолжали по линии государственных судоисполнителей свыше 200 млрд тенге.
Председатель Республиканской палаты частных судебных исполнителей Сергей Ли напомнил, что главой государства Нурсултаном Назарбаевым в свое время на 4 съезде судей была озвучена идея о необходимости введения института частного судоисполнения. С 2010 года она была претворена в жизнь, но вначале ее апробировали со смешанной моделью, то есть частное судоисполнение и государственный институт судоисполнителей существовали вместе, бок о бок.
«Этот опыт подсказал, что наиболее эффективно судоисполнители работают на частной основе. Во-первых, произошло улучшение качества исполнения судебных актов. Во-вторых, снизилось количество жалоб взыскателей на сроки и качество самого исполнения. В-третьих, уменьшились государственные затраты на обеспечение деятельности судебных исполнителей. Все эти положительные моменты стали поводом для того, чтобы в дальнейшем развивать институт частных судоисполнителей», – заявил Сергей Ли.
Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поинтересовался: когда в Казахстане будет упразднена система государственных судебных исполнителей и их место займут только частные судоисполнители?
Отвечая на наш вопрос, заместитель директора департамента по исполнению судебных актов Минюста РК Саида Сагдад пояснила, что действительно в рамках национального плана "100 шагов" президентом Назарбаевым было дано поручение развивать институт частных судоисполнителей. И сократить участие государственных судебных исполнителей в этом секторе. Но в целом упразднение государственных судоисполнителей не произойдет, поскольку есть те категории документов, которые для защиты государственных интересов должны исполняться только государственными судебными исполнителями. Тот план, который имеется в Минюсте, предполагает поэтапное сокращение государственных судоисполнителей. Он рассчитан на 2016-2017 годы и предполагает, что в 2018 году в нашей республике останется минимальное количество государственных судоисполнителей. Они будут исполнять ту категорию дел, которая в интересах государства будет сохранена в их компетенции.
«Что касается развития института частных судоисполнителей, то норма о том, чтобы передать им взыскания с юридических лиц, уже сейчас присутствует в законодательстве. С 2016 года она будет реализована. Но в целом для выполнения поручения президента и дальнейшего развития частного судоисполнения были приняты решения, которые сейчас продвигаются в рамках проекта закона, однако окончательное закрепление они получат только в стенах Парламента. Так, нами было предложено, что с 2017 года в руки частных судоисполнителей перейдут все категории дел, за исключением дел, в которых государство является должником, а также те, которые ведутся в интересах государства», – ответила на наш вопрос Саида Сагдат.
При этом она добавила, что речь идет о больших цифрах, в годовом масштабе это 1,6 млн должников. В Минюсте считают, что новые документы, которые пойдут частным судоисполнителям, создадут для них колоссальную нагрузку. Справятся ли с таким ворохом документов частные судоисполнители? Поэтому, разработчиками специальных поправок в законодательство в лице Министерства юстиции было предложено в 2016 году сохранить компетенцию государственных судоисполнителей над документами, которые находятся у них в исполнении в настоящее время.
«То есть наши судоисполнители доведут до логического завершения те производства, которые сегодня находятся у них в работе», – отметила Саида Сагдат.
И уточнила, что на сегодняшний день планируется сократить численность государственных судоисполнителей до 30 %. Сейчас в Казахстане, по ее оценке, 2 тыс. 175 человек заняты в сфере государственного исполнения судебных решений.
Продолжая разговор, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz также поинтересовался, будет ли введена в Казахстане система, успешно применяемая за рубежом, когда должник, выезжающий из страны, но не знавший о существовании долга, мог бы погасить его на границе через специальный терминал?
По словам Саиды Сагдат, этот вопрос также сейчас прорабатывается Минюстом, но быстро его разрешить вряд ли получится. Во-первых, технически. Во-вторых, нормативно.
«Мы осведомлены о положительном опыте других стран. Я могу сказать, что мы ввели эту норму в проект закона о том, чтобы через платежные шлюзы, через Egov могла производиться такая оплата. И поскольку у нас интеграции через Egov имеются, то такое судебное производство может быть прекращено автоматически на границе в момент погашения задолженности», – заметила замдиректора Департамента по исполнению судебных актов Минюста РК
В свою очередь председатель Республиканской палаты частных судебных исполнителей Сергей Ли, отвечая на вопрос о том, не станут ли частные судоисполнители брать в оборот лишь «дорогие» дела, где сумма задолженности начинается с 1 млн тенге и выше, подробно остановился на новой специфики работы частных судоисполнителей.
Так, по его словам, ранее имелась тенденция, когда еще был только внедрен институт частных судоисполнителей в 2010 году, что в их портфеле находились в основном так называемые «дела-сливки». Это производства со взысканием крупных долгов. Частный судоисполнитель рассчитывал на 10% от взыскания и поэтому был мотивирован браться за крупные суммы задолженностей. Потому-то, по мнению Сергея Ли, институт частного судопроизводства развивался неравномерно. К тому же вышло, что частные судоисполнители сконцентрировались в успешных городах – это Алматы, Астана, Караганда, Шымкент, Усть-Каменогорск. В других же регионах, развитие частного судоисполнения было замедленно, в районных центрах они практически отсутствовали.
«В настоящее время мы провели реорганизацию, когда региональные коллегии были ликвидированы и была создана единая Республиканская палата частных судоисполнителей. Мы изменили тарификацию. И сейчас она чрезвычайно гибкая: оплата деятельности частного судоисполнителя составляет от 3 до 25 %. Причем, чем выше сумма взыскания, тем ниже процент получает судоисполнитель. И наоборот: чем ниже сумма задолженности, тем он больше зарабатывает», – рассказал Сергей Ли.
Более того, главный частный исполнитель страны поделился еще одной гибкой мерой, благодаря которой, по его мнению, будет увеличен штат его подопечных, не говоря уже о том, что они расширят ареал своей деятельности. А именно, Республиканская палата частных судоисполнителей отменила вступительный взнос и временно освободило от уплаты членских взносов тех членов палаты, которые «уходят» в небольшие города и районные центры.
«Таким образом, в портфеле частного судоисполнителя с 2014 года уже превалируют категории средних и маленьких дел. Вместе с этим в законе сейчас есть норма о том, что частный судоисполнитель не имеет права отказывать в приеме исполнительных документов, если любой гражданин обращается к нему за помощью», - уточнил Сергей Ли.
Между тем, по словам замдиректора департамента по исполнению судебных актов Минюста Саиды Сагдад поэтапно передавать основную массу судебных производств от государственных исполнителей частным необходимо уже потому, что ситуация назрела. В наши дни в работе только одного государственного судоисполнителя находится до 2 тыс. административных дел, отработать которые он не успевает физически. Тогда как частные судоисполнители не скованны регламентом о численности своего персонала и способны нанимать столько помощников, сколько посчитают нужным исходя из своих финансовых возможностей. Это тоже, по словам одного из руководителей департамента по исполнению судебных актов, является преимуществом инициативы о постепенной передаче судебных документов из ведения государственных судоисполнителей под контроль их частным коллегам.