USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.62$
+0.200
BTC
91733.40$
+2218.100

У граждан РК парадоксальное мышление, которое иногда мешает двигаться вперед

Казахстанцы считают патриотизм, единство и согласие в обществе не такими важными ценностями, как собственное здоровье и будущее своих детей

Share
Share
Share
Tweet
Share
У граждан РК парадоксальное мышление, которое иногда мешает двигаться вперед- Kapital.kz

Институт общественной политики партии «Нур Отан» провел широкое социологическое исследование по всему Казахстану и отдельно в Астане, чтобы выявить ценностные ориентиры казахстанцев и жителей столицы, понять как они влияют на их повседневную жизнь, преуспевание в бизнесе, ответственность, напористость и прагматизм. Результаты исследования были презентованы директором Института при НДП «Нур-Отан» Саясатом Нурбеком на столичном форуме #Talks 2050.

Так, казахстанцы, в первую очередь, озабочены своим здоровьем и собственными детьми. И только в последнюю очередь такими понятиями как «права человека» и «патриотизм». 

Патриотизм для граждан Казахстана стоит на одном из самых последних мест – только 13% опрошенных считают его важной частью жизни. К правам человека и собственным свободам казахстанцы относятся почти также – 15% респондентов посчитали эти ценности, заслуживающими внимание. 

Будущим своих детей озабочены 54% респондентов, а здоровьем – 75% опрошенных. Это самые высокие ценностные показатели среди граждан страны. 

У жителей Астаны ценностная шкала по отношению к здоровью и детям немного снижена, но все равно остается высокой – 61% и 51% соответственно. Зато у астанчан немного больше патриотизма – 19%, их чуть больше заботят права человека – 18%, и более ревностно они относятся к личным свободам – 23% опрошенных нежели чем в среднем по Казахстану.

Удивительно, что единство и согласие в обществе считают важным лишь 17% опрошенных граждан Казахстана. Это достаточно низкий показатель. В Астане он побольше – 27% столичных респондентов находят эту ценность чрезвычайно важной. Однако и это не слишком высокий показатель.

Таким образом, у казахстанцев ценности материального мира, которые можно прощупать и испытать на себе сию минуту, превалируют над чисто духовными императивами.

При этом, казахстанцам наиболее присущи такие негативные качества, как «терпеливость взамен активности, поиска новых способов выживания» - 30% и «привычка довольствоваться малым» - 23%. А также «следование эмоциям, иррациональность» – 20,5%, «отсутствие интереса к общественным и политическим вопросам» – 20,4%. Это наиболее распространенные в процентном отношении качества среднего казахстанца. В среднем по Астане, эти качество тоже присутствуют, однако разбавляются другими. Самым эксклюзивным здесь можно назвать «трайбализм, клановость». Он свойственен 26% астанчан.

В то же время, по вопросу ведения бизнеса и восприятия самого этого процесса между средним жителем страны и столицы уже имеется существенная разница. Так, лишь 29,4% казахстанцев убеждены, что в их местности можно вести бизнес без личных связей с властями или влиятельными группами деловых людей. Притом, что в Астане этот показатель гораздо более высок, здесь более оптимистично смотрят на вещи – более половины опрошенных 52% считают, что бизнес в Астане можно вести без протекции со стороны властей или помощи со стороны влиятельных кругов.

При этом, в разрезе областей модернистские, достиженческие ценности более всего присущи жителям Павлодарской области – 70% представителей этого региона присущи такие качества, как «инициативность и активность», «рациональность», «стремление к богатству как самоцели», «готовность к риску», «стремление к лидерству», «потребность в новаторстве и инновациях». В среднем по Казахстану и даже Астане эти цифры, мягко говоря, скромные – лишь порядка 20% граждан разделяют эти ценности и стремятся к их воплощению в жизнь. Самый низкий показатель перечисленных модернистских ценностей свойственен жителям Жамбылской области – всего 5,7 %.

«Структура ценностей в целом не препятствует интеграции в инновационный сектор. Тем не менее, анализ показал, что существующие культурные установки помогают в большей степени строить карьеру предпринимателей на малых инновационных предприятиях, чем карьеру исполнителей в крупных корпорациях. Сейчас разумно было бы ожидать большего успеха развития инноваций в малом бизнесе и креативных индустриях. Следовательно, можно начать модернизационные процессы с опорой на существующие культурные ценности – например, с штучного производства индивидуализированного товара», – заметил директор Института общественной политики партии «Нур Отан» Саясат Нурбек.

По мнению авторов исследования, казахстанцам наиболее сильно присущи два качества. Во-первых, высокая дистанция власти. То есть, восприятие института власти как некоего верховного сакрала, который предопределяет все события, несет ответственность за все изменения, поэтому зачастую такие личные качества как индивидуализм, активность, креативность, желание брать ответственность на себя подменяются ожиданиями того, что кто-то сверху должен сделать что-то вместо тебя.

Во-вторых, «короткий взгляд». Горизонт планирования у подавляющего большинства граждан Казахстана, включая элиты, не превышает года.

Оба эти качества, помноженные на «высокое избегание неопределенности», то есть желание решить свои задачи и проблемы наверняка, пусть и не всегда, законными способами и методами, согласно выводу авторов социсследования, блокируют модернизационные изменения.

«Появлению модернистских ценностей должно способствовать создание позитивного образа нашего общего будущего, которое улучшит жизнь детей. Именно мотивация «через детей» позволит сделать ценности модернизации «своими» для всех слоев и поколений», – нащупал выход Саясат Нурбек.

По его словам, модернизационное развитие происходит не в результате бюрократических решений, а в силу изменений представлений активных групп общества о том, что хорошо, а что плохо, что нужно делать, а что нет. Поэтому необходимо создавать условия для трансляции и воспроизводства ценностей. Ключевым формальным институтом такой трансляции является средняя общеобразовательная школа, через которую проходит практически все население страны. Другими ретранслирующими институтами авторы социологического исследования назвали кино, телевидение, литературу и библиотеку.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.