Общенациональное движение «Казахстан 2050» с 1 августа 2015 года внедряет в жизнь сетевой проект «I-Азамат». Цель проекта – своевременное оповещение активистов движения о «неполадках» на местах: при оказании услуг гражданам со стороны государственных органов.
По словам авторов проекта, они взяли на вооружение весь имеющийся опыт в РК по проблематике «обратной связи» госорганов с гражданами страны, в том числе изучили предшествующие проекты взаимодействия граждан с государством. Главная задача нового объединения – вовлечь казахстанцев в вопросы противодействия коррупции и повышения качества государственных услуг.
По словам председателя Совета Общенационального движения «Казахстан 2050» Даната Жумина, проект стартует пока в качестве пилотного в городе Астане. Любой желающий может рассказать свои истории о затруднениях, с которыми сталкивался при получении госуслуги. Например, один из активистов движения недавно столкнулась с проблемой получения направления на сдачу анализов в одной из поликлиник столицы, когда ее дочери потребовалась операция. Как оказалось, компьютерная система, выдающее направление, не работала. Возникла ситуация: операция уже назначена, но может не состояться из-за того, что компьютер не работает уже два дня. Только после обстоятельных разговоров родители смогли добиться того, что направления на анализы были выписаны врачами вручную.
«Активисты движения в рамках проекта планируют повышать правовую культуру населения и вовлекать активных граждан в мониторинг качества оказания госуслуг. Для этого, во-первых, мы просим граждан делиться с нами историями некачественного оказания госуслуг. Тем самым мы создаем независимый канал обратной связи между гражданами и организациями, оказывающими государственные услуги. Во-вторых, мы предлагаем гражданам самим поучаствовать в мониторинге качества госуслуг под руководством опытных тренеров», – пояснил Данат Жумин.
Корреспондент центра деловой информации «Капитал» поинтересовался у председателя Совета Общенационального движения «Казахстан 2050»: каким образом будет протекать основная работа в рамках проекта и из чего будут складываться ее результаты? Наконец, намерено ли движение заняться одной из самых актуальных тем на сегодняшний день в Астане – надлежащей реализацией государственного проекта EXPO-2017?
«С 1 августа электронная почта начнет собирать истории жителей Астаны, которые сталкиваются с плохим государственным обслуживанием или проявлениями коррупции на местах. Мы посмотрим, насколько большой поток желающих граждан откликнется на нашу инициативу и уже по факту популярности ресурса примем решение расширять свою деятельность на другие регионы и города Казахстана», – пояснил он.
Все жалобы будут аккумулированы на одном ресурсе.
«Затем, специальный центр, созданный внутри нашего движения – Центр стратегического анализа, обобщит эти истории проанализирует и определит главные проблемы, которые в большей степени беспокоят людей. После чего к концу августа мы начнем набор людей, которые хотят учиться гражданским компетенциям, то есть правам при получении госуслуг. Так, мы обучим 30 человек. Затем они поделятся на группы, в зависимости от тематик и направлений расследований, которые им интересны и начнут мониторить процессы оказания государственных услуг: в поликлиниках, акиматах, ЦОНах, школах, больницах, детских садах – везде, где будет происходить соприкосновение гражданина с государством», – ответил на наш вопрос председатель Совета Общенационального движения «Казахстан 2050» Данат Жумин.
По его словам, по итогам этих мониторингов сформируют пакет рекомендаций для государственных органов. С ними сядут за стол переговоров и рассмотрят все жалобы, а главное – пути решения наиболее часто возникающих проблем. В то же время, контролем за ходом реализации проекта международной специализированной выставки EXPO-2017 авторы сетевой программы «I-Азамат» пока заниматься не планируют.