В Алматы будет построен новый международный аэропорт с соответствующей инфраструктурой. Работа в этом направлении уже начата. Министерство по инвестициям и развитию РК рассмотрело предложения потенциальных инвесторов – китайской «Тенгри Холдинг», сингапурской Changi Airports International Ltd и французской Vinci Group, специализирующихся в данной сфере.
Об этом в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций (СЦК) рассказал министр по инвестициям и развитию Казахстана Асет Исекешев. Это решение – часть программы по реализации поставленной президентом страны задачи сделать Казахстан крупнейшим деловым транзитным хабом Центральноазиатского региона.
Министр сообщил, что «Тенгри Холдинг» и Changi Airports International Ltd выступают за строительство нового аэропортового комплекса под Алматы, Vinci Group предлагает проект расширения существующего аэропорта. Со стороны инвесторов основными условиями реализации проекта являются выделение земельных участков, подведение инфраструктуры за счет республиканского бюджета, а также льготный режим налогообложения. Сейчас ведется работа по определению оптимального предложения с привлечением иностранных консультантов.
Создание международного авиационного хаба невозможно представить без развития смешанных перевозок. Министр отметил, что в 2014 году общий объем грузовых перевозок воздушным транспортом в мире составил 51,3 млн тонн, в том числе 19,6% (10 млн тонн) приходится на направление «Азия – Европа», а транзит груза через воздушное пространство Казахстана составляет 1,5 млн тонн в год, из которых только 90 тыс. тонн груза обрабатывается в аэропортах страны, что составляет 6%.
Для изменения этой ситуации предусмотрен ряд мер по становлению авиаперевозчика «Эйр Астана» и национальной компании КТЖ как крупных международных операторов, а также гармонизации их планов по развитию смешанных перевозок.
Министерством начата работа по снижению барьеров в данном направлении. В налоговое и таможенное законодательство РК внесены изменения для внедрения электронного документооборота при перевозке грузов. «В результате реализации этого шага к 2020 году мы рассчитываем обслуживать до 30% (500 тыс. тонн) от транзита грузов через воздушное пространство РК», – говорит министр.
Для успешного обслуживания возрастающего объема авиаперевозок необходим высокий уровень безопасности полетов. «В связи с этим в соответствии с шагом 68 запланировано улучшение эффективности госрегулирования авиаперевозок путем ориентирования деятельности Комитета гражданской авиации на модели Британского агентства гражданской авиации и Агентства безопасности авиации ЕС. В настоящее время начат переговорный процесс с ведущими мировыми авиационными администрациями, и мы рассчитываем, что уже в следующем году иностранные специалисты приступят к работе. Это позволит к 2020 году поднять уровень соответствия стандартам ИКАО с 65% до 75%», – отметил Асет Исекешев.
Важно соединить регулярным авиасообщением Астану, которая будет крупным международным финансовым центром, с основными финансовыми центрами мира. Поэтому до конца 2019 года ожидается открытие пяти новых направлений: Дубай – в 2015 году, Гонконг – в 2016-м, Токио – в 2017-м, Сингапур – в 2018 году, Нью-Йорк, Шанхай – в 2019 году. «Для развития международных пассажирских перевозок мы предполагаем облегчение визового режима для таких стран, как Япония, Сингапур, граждане которых проявляют высокую туристическую активность», – заявил министр.
Сейчас на международном рынке превалируют отечественные перевозчики с соотношением 52% казахстанских авиакомпаний и 48% иностранных. На внутреннем рынке регулярных авиаперевозок проведена либерализация, оперируют 5 основных игроков, лидирующие позиции занимает «Эйр Астана» – 71% и «СКАТ» – 18 %, на долю других авиакомпаний приходится 11%. Но потенциал внутренних региональных перевозок раскрыт не полностью, поэтому принято решение о запуске новой авиакомпании – «Казах Эйр».