USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.10$
-0.190
BTC
97872.50$
+3623.800

Диверсификация грузоперевозок: коридор Север-Юг и транзитный потенциал Туркмении

Восточная ветка связана единой железнодорожной колеей и экономически более выгодна

Share
Share
Share
Tweet
Share
Диверсификация грузоперевозок: коридор Север-Юг и транзитный потенциал Туркмении- Kapital.kz

В современном мире транспортно-логистическая отрасль выходит на первый план, становясь фундаментом бесперебойной работы экономики. Особую важность приобретают проекты, расширяющие сеть межгосударственных транспортных коридоров, подобные Международному транспортному коридору «Север-Юг» (МТК Север-Юг).

Грузопоток по МТК Север-Юг год за годом набирает обороты, а с переориентацией российской логистики на Восток его значение многократно возрастает. Объем перевозок по МТК Север-Юг, представленный тремя ветками, в 2023 году составил 18 млн тонн, в том числе на Транскаспийскую приходилось порядка 32% от указанного объема, на Восточную – 28% и Западную – 40%.

Вместе с тем Западная и Транскаспийская ветки имеют ряд ограничений, которые, в свою очередь, могут стать преимуществом для Восточной. Например, отсутствие прямого железнодорожного соединения и перегруженность российских портов при использовании первых двух веток открывают дополнительные возможности для наращивания грузопотока по восточному направлению МТК Север-Юг.

Проходящая через территории России, Казахстана, Туркмении и Ирана до станций Инче-Бурун и Серахс восточная ветка связана единой железнодорожной колеей шириной 1520 мм, что исключает необходимость проведения дополнительных манипуляций по перегрузу товаров и смене тележек, и как следствие, в сравнении с альтернативными способами является более экономически целесообразным.

Несомненно, даже при наличии удобной и бесшовной ж/д инфраструктуры предоставление конкурентноспособного сервиса невозможно без тесного сотрудничества и содействия железнодорожных администраций стран-участниц маршрута.

И в этом контексте создание Единого логистического оператора между компаниями Казахстана, России и Туркмении могло бы стать одним из ключевых механизмов повышения конкурентоспособности маршрута не только за счет объединения компетенций, но и возможностей доступа к точкам зарождения и поглощения грузов.

Работу в этом направлении начали еще в апреле 2023 года три логистические компании в лице АО «KTZ Express», АО «РЖД Логистика» и ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана», которые подписали Меморандум о намерениях создать такого оператора на восточной ветке МТК Север-Юг. Однако до сегодняшнего дня о каких-либо значимых достижениях в реализации этой инициативы не сообщается.

И здесь следует отметить, что Россия, являющаяся центром зарождения грузов с потенциальным объемом 25 млн тонн на южное направление, и Казахстан, находящийся в центре Евразии с разветвленной транспортной инфраструктурой, в меньшей степени «страдают» от такого бездействия, нежели Туркмения.

Необходимость диверсификации маршрутов для доступа к рынкам Ирана, странам Ближнего Востока, Индийского субконтинента и Южной Африки становится все более очевидной, и замедление развития восточной ветки МТК Север-Юг только усиливает эту тенденцию.

Стоит напомнить об имеющихся альтернативах грузоперевозок в направлении Ирана через казахстанские порты Актау и Курык. Кроме того, Казахстаном начата активная работа по развитию Трансафганского коридора: успешная пилотная мультимодальная перевозка из Павлодара (Казахстан) в порт Джебель-Али (ОАЭ), осуществленная буквально месяц назад с общим сроком в пути порядка 30 суток, продемонстрировала потенциал данного маршрута. Это лишь начало пути, и с учетом успехов пилотного проекта можно с уверенностью говорить, что грузопоток по этому коридору будет только расти.

Таким образом, оцениваемый потенциал грузопотока в 25 млн тонн только из России на фоне развития альтернативных маршрутов и задержки принятия действенных мер по развитию восточной ветки МТК Север-Юг можно рассматривать не только как факторы, ограничивающие транзитный потенциал Туркмении, но и говорить о значительной упущенной выгоде.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.