В акимате Алматы собираются сократить количество личного автотранспорта на дорогах города. «Частный транспорт надо вытеснять, чтобы граждане чаще пользовались общественным транспортом и ходили пешком», - сказал аким Алматы Ахметжан Есимов, после презентации промежуточного этапа работ и исследований известного копенгагенского урбаниста, архитектора Яна Гейла по градостроительной политике и благоустройству города. Для этого планируется некоторые улицы, например Панфилова и Байсеитовой, сделать пешеходными, передает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
Рикардо Марини, заместитель Яна Гейла, представивший сегодня исследования своего начальника, подчеркнул, что пешеходы и велосипедисты должны быть в приоритете. «Необходимо регулировать количество транспортных средств. Есть разные методы, их много. Например, после правильной установки автостоянок, необходимо так же сделать их платными. Это, помимо прочего, пополнит городскую казну», - сказал Рикардо Марини. Такой метод, если верить эксперту, весьма действенен. В Копенгагене, где плата за парковку на стоянках дорожала каждый год на один процент, сократилось не только количество автомобилей, но и самих стоянок, освободив пространство для пешеходов.
Сейчас Алматы, как отметил и Марини, не может похвастать такими успехами. «Есть тест, мы называем его тест на детскую коляску. Если ее можно катать по городу, ни разу не подняв, чтобы преодолеть ступени, или еще какое-то препятствие, то тест сдан. В Алматы так не получиться. То же касается велосипедов. Когда я в первый раз приехал в Алматы, то даже взять велосипед на прокат оказалось не так просто. Я не утверждаю, что все без исключения должны ходить пешком, отказавшись от машин, но у алматинцев хотя бы должен быть выбор», - сказал Рикардо Марини.
Помимо создания свободных от машин зон, план Яна Гейла, после его реализации, должен сделать каждую улицу города более узнаваемой, что важно для иностранцев и гостей города. «В Алматы, как и во многих городах, есть улицы, которые похожи друг на друга. В Нью-Йорке, например, похожая ситуация, но там практически везде есть указатели», - говорит Марини.
План Яна Гейла так же затрагивает все более актуальную тему алматинских деревьев. По словам Рикардо Марини, при постройке новых зданий, крайне важно не повредить корневую систему деревьев. «Необходимо планировать будущее всех деревьев, тем более они, в основном, старые. Вскоре они начнут умирать, поэтому необходимо, после срубки деревьев, сажать новые», - считает эксперт.
Правда, судя по всему, все эти идеи будут реализовываться без спешки. «В каждом районе мы уже начинаем проводить работы. Делать город для людей, для пешеходов, но, при этом, мы должны исходить из реальности. Мы можем создать коллапс», - сказал Ахметжан Есимов.
С другой стороны, по словам Рикардо Марини, реализация плана по усовершенствованию города не опустошит казну и даст властям возможность для маневра. «Мы очень тщательно заботимся, чтобы не обременить город затратами, которые он не может понести. Мы даем возможность постепенно, пошагово улучшить Алматы», - добавил Марини.
Как сообщалось ранее, стратегия развития Алматы на 2016-2020 годы должна быть утверждена до 1 октября текущего года.К разработке проекта Программы развития Алматы были привлечены специалисты и эксперты американской консалтинговой компании McKinsey & Company.