Накануне аналитическая группа «Кипр» совместно с представительством фонда имени Фридриха Эберта в Казахстане и Фондом Сорос-Казахстан провела заседание, тема которого «Молодежь и религия: дилемма выбора». В обсуждении приняли участие эксперты, исследователи, специалисты в сфере религиоведения, образования, экономики, психологии и философии. Один из ключевых тезисов, которые прозвучали на заседании: на сегодняшний день в казахстанском обществе альтернативы религии нет. По мнению специалистов, отсутствует светская идеология, не уделяется должного внимания этике, эстетике, логике и философии, в том числе высшего образования. Часть дискуссии была посвящена обсуждению тенденций радикализации и исламизации общества посредством фиксации восприятия и отношения к религиозной атрибутике. При этом эксперты обозначили другую составляющую религии - бизнес с большими экономическими возможностями и ресурсами. Участники отметили патерналистские настроения молодежи, обсудили роль и политику государства в отношении религии.
По словам религиоведа и докторанта Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Мурата Смагулова, в современном Казахстане насчитывается 17 конфессий, которые представляют 3493 религиозных субъекта, подконтрольных государству. В то же время сохраняется проблема сект и оккультно-мистических течений. В 2014 году только в центр исследования проблем религии за помощью обратились 215 человек, которые пострадали от различных деструктивных религиозных объединений. «Более 500 тысяч наших соотечественников были притеснены различными сектами, из них 80% - молодежь. Социологический опрос 2013 года показал, что 75,3% респондентов в возрасте от 18 до 29 лет – в той или иной степени верующие, 24,7% – неверующие. 14,3% молодых людей регулярно посещают мечеть, церковь, синагогу. Хотя только 0,5% респондентов сообщили о том, что они придерживаются новых религиозных воззрений, 23% высказались в пользу тезиса о том, что казахстанцы могут принимать нетрадиционные для нашей ментальности религиозные взгляды и убеждения, считая такие взгляды более демократичными и современными», - отметил спикер.
По словам эксперта, можно выделить три вида религиозности: осознанная - полное или частичное погружение и рациональное/осмысленное следование религиозным догмам (атрибутика, манера речи, молитва); выборочная - выполнение обрядов, не требующих затрат сил, времени и финансов; «модная» - под веянием времени, окружения, жизненных трудностей. «Среди отдельной части молодежи религия постепенно становится символом самобытности, фактором идентичности, но, даже несмотря на это, религия утратила статус регулятора поведения, формы мышления. Заметен своеобразный религиозный синкретизм – посещение храмов и мечетей и в то же время вера в переселение душ», - полагает спикер.
По мнению спикера, за годы независимости в Казахстане произошла трансформация религиозного сознания, несмотря на то что светская составляющая сохраняется, религиозный фактор существенно трансформируется, что проявляется в принятии религиозного образа жизни и смещении религиозной и светской традиции в жизненном укладе.
Собеседник также отметил, что европейское общество в свою очередь пытается «подмять» религию, в частности духовенство, под себя, под политические интересы, стабильность и спокойствие, тем самым создавая благоприятную почву для закрепления всевозможных религиозных субкультур, неосознанно подталкивая к радикализации верующих традиционных конфессий. «Со стороны государств производятся попытки заменить религию различными концепциями, стратегиями и посланиями, т. е. выработать свою государственную идеологию, однако это все - искусственные «инъекции» в сознание молодого поколения. Атеизм как некая форма сознания и полная противоположность религии имеет право на существование в современном обществе. В восприятии постсекулярной молодежи, если ее можно так назвать, атеизм поменял свой имидж. Он неоднороден, неоднозначен. Проще найти агностиков, нежели ярых атеистов. Но даже у них существует некая вера в чистый разум, абсолютную идею, позитив, нечто доброе, положительное, сверхъестественное. С практической точки зрения молодежь, оглядываясь на технически развитый Запад и Европу, делает выбор в пользу атеизма, видя в нем возможность для стремительного технологического рывка», - резюмировал эксперт.
Потребность в религии
Ведущий научный сотрудник Института экономики МОН РК Ильдар Дауранов считает, что никакие самые лучшие экономические модели, самые совершенные правовые системы не заменяют, конечно, религии и фундаментальных, духовно-нравственных основ общества. Данный вопрос надо рассматривать в контексте общих мировых процессов. Специализированные организации целенаправленно проводят исследования по этой тематике около 30-40 лет. «Приведу общие данные: более половины землян (59%) считают себя религиозными, атеистами – порядка 13% и нерелигиозными - 23%. Мировая методология несколько отличается от той, что нам привел спикер. В мировой практике нерелигиозный – это тот человек, который верит в Бога, но не придерживается какой-то конкретной конфессии», - сообщил спикер.
По мнению собеседника, в Европе прослеживается самый низкий уровень религиозности. Этот показатель за последние семь лет снизился на 9%. В США, наоборот, наблюдается очень высокий уровень религиозности. В Китае этот показатель гораздо ниже, в исламских государствах, наверное, наиболее высокий уровень религиозности.
«Что касается Казахстана, последние исследования показывают, что у молодежи действительно есть потребности в религии. В Средней Азии проводился опрос, в котором один из вопросов экспертам звучал таким образом: считаете ли вы, что проводится достаточная работа, чтобы наша молодежь не вовлекалась в секты и прочие радикальные структуры? 53,1% опрошенных сказали, что наши меры не являются достаточными, около 25% затруднились ответить, и только 25% сказали, что считают их достаточными», - сообщил специалист.
Собеседник также отметил, что казахстанская молодежь обладает достаточной грамотностью. «Чем грамотней народ, тем больше атеистов», - отметил собеседник. «С точки зрения экономики это очень деликатная тема. Государству и бизнесу надо думать и осторожно принимать решения. Это, конечно, не так, как сделать программу индустриализации, это тонкая сфера», - пояснил Ильдар Дауранов.
По мнению спикера, в России более четко все определено: это дань моде, настояние родителей или человек себя чувствует более уверенно.
Радикальный экстремизм
Профессор КазЭУ имени Турара Рыскулова Гульнар Куатбаева в своем выступлении сделала акцент на экономическом содержании темы. По мнению спикера, молодежь - это производительная сила Казахстана и важно проводить экономические расчеты.
«С другой стороны, важно понимать, что религия несет в себе угрозы радикального экстремизма. Работая в Астане, я обратила внимание, как молодежь собирается по клубам. Это закрытые клубы: девушки активно планируют, как они могут развивать бизнес для своих собратьев по вере. Религия – это динамично развивающий рынок, рынок товаров и услуг, который необходимо экономически измерять и прогнозировать. Возможно, в этом есть и положительные моменты для развития экономики Казахстана. Другой вопрос, когда молодежь вообще не хочет участвовать в производстве, они хотят себя посвятить только Аллаху. Этот человек уже перестает быть субъектом экономических отношений, и в этом смысле это очень большая опасность, поскольку государство теряет рабочую силу. Такие моменты политологи, социологи и, в первую очередь, экономисты должны просчитывать», - отметил собеседник.
Как подчеркивает эксперт, на сегодняшний день Казахстан занимает одно из лидирующих мест в странах СНГ по развитию информационных технологий. Религиозная община или производители понимают, как важно создавать соответствующие сайты, которые были бы очень удобны и адаптированы для молодежи. «Молодое поколение подвержено зомбированию посредством интернет-технологий», - подчеркнула спикер.
Отметим, что прошлый год был объявлен Годом взаимосвязи религии и традиций. Около 1400 сотрудников мечетей прошли курсы повышения квалификации, была оказана благотворительная помощь 17 тысячам казахстанцев. Благодаря грамотной информационно-разъяснительной работе к традиционному исламу вернулись свыше 500 казахстанцев. Все они исповедовали нетрадиционные течения. Всего специально созданным в республике информационным группам удалось охватить 1 млн 200 тысяч человек.