В середине июня в Астане прошел пятый съезд лидеров мировых и традиционных религий. «Этот съезд играет важную роль в развитии Казахстана, мероприятие смогло привлечь мировое внимание и утвердить стратегию «мягкой силы» (форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности,- прим. Kapital.kz) страны» - заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
В 2003 году инициатором проведения мероприятии стал Нурсултан Назарбаев. С того момента, конференция проводится во дворце мира и согласия, построенном британским архитектором Норманом Фостером, сообщает Washington Post.
Спустя годы, конгресс увеличил свою значимость и сейчас насчитывает почти 80 делегатов, представляющих около 30 стран. Конгресс нацелен на распространение идеологии мира, культуры и толерантности, направленной на прекращение насилия, осуществляемого во имя религии.
Располагаясь на стыке Евразии, Казахстан осуществляет «многовекторную политику» международных отношений, колеблясь между Россией, Китаем, Западом и исламскими странами.«Многовекторная политика» также отражается в поддержании межнационального согласия между казахской нацией и представителями славянской диаспоры.
Как и в других постсоветских странах, некоторые религии в Казахстане делятся на «традиционные» и «нетрадиционные»
К нетрадиционной категории относится прозелитизм (стремление обратить других в свою веру,- прим. Kapital.kz) протестантских движений и исламские течения, которые не признают религиозную власть Муфтията. Однако религиозная диверсификация не отражена в полной мере, так как не включает в себя те религиозные движения, которые нарушают политический статус Казахстана.
Новый закон о религии, разработанный агентством по делам религии, позволил резко сократить число признанных религий с 46 до 17. Данное решение было принято в рамках борьбы с экстремизмом.
Роль конгресса также выполняет функции внешней политики: и продвигает идею того, что Казахстан как и международное сообщество, поддерживает взаимопонимание и уважение между религиозными общинами.
Казахстан занимался продвижением концепта общественного форума» диалога цивилизаций» на протяжении многих лет. В начале 1990-х годов распад Советского Союза и окончание марксизма способствовали популяризации концепции этнокультурного разделения цивилизаций, автором которой является Сэмюэл Хантингтон.
«Диалог цивилизаций» является ответом на концепт «столкновения»: многие международные, межрегиональные и межрелигиозные инициативы, способствующие культуре диалога, сложились вокруг этого термина. Казахстанские власти принимают участие в этой глобальной тенденции, представляя страну на перекрестке нескольких цивилизаций».
«Диалог цивилизаций» осуждает рост экстремизма в мире. Казахстан полностью поддерживает данную инициативу. В феврале делегация из РК приняла участие в саммите по противодействию насильственному экстремизму, который состоялся в Вашингтоне в феврале текущего года. Этот саммит призвал более 60 стран вступить в борьбу с насильственным экстремизмом, ориентированным, в частности, на драматическую ситуацию в Сирии и Ираке. Казахстан поддерживает программу США, предусматривающую принятие долгосрочной стратегии развития экономики и создание новых рабочих мест в регионах, обеспечивающих «почву для вербовки экстремистов».
Станет ли «диалог цивилизаций» эффективным способом в борьбе с недовольством повстанцев социально- политической системой.
Политолог Марк Линч написал в своей книге «Арабская весна», мятежи, скорее всего, «подпитываются» социально-экономическим неравенством, обидами и унижениями, а не неверным толкованием ислама, которое может быть устранено мировыми религиозными лидерами.
Казахстан, безусловно, вносит вклад в мировую тенденцию продвижения религиозных и культурных аспектов. «Диалог цивилизаций» может послужить способом избегания растущего мирового неравенства и геополитического дисбаланса, но если это произойдет, то это будет являться не ошибкой Казахстана, а провалом всего международного сообщества.
Накануне в Астане прошла конференция заместителя помощника секретаря «Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда» Роберта Бершински. Он затронул роль молодежи, религиозных сообществ и гражданского общества в борьбе с предотвращением насильственного экстремизма.
«Во-первых, реальная безопасность заключается не в арестах, а в том, как правительство взаимодействует с обществом. Во-вторых, следует отметить, что нарушения религиозной свободы являются одним из важных факторов радикализма и следует учесть то, что уважение прав человека является лучшей практикой для правоохранительного законодательства»,- заявил Роберт Бершински.
По словам спикера, коррупция подрывает веру общества во власть, это и является причиной отчуждения, которая может привести граждан к проявлению различных форм насильственного экстремизма, который мы, в свою очередь, все вместе стремимся прекратить», - резюмировал Роберт Бершински.
В своей речи он также затронул тему свободы слова и ее последствий. «Мы все боремся с проявлением экстремизма в Интернете. Конечно, прямые призывы к насилию со стороны террористических групп должны быть незамедлительно изъяты с сайтов, но мы должны помнить, что права граждан всего мира на мирное выражение протеста и свободный обмен идей, являются неотъемлемой частью противодействия насильственной и экстремистской идеологий», - подчеркнул Роберт Бершински.
Он считает что, подавляя мирные идеи, даже те, с которыми правительство не соглашается, оно просто «закапывает голоса экстремистов под землю», где их труднее отслеживать, что в то же время позволяет экстремистам реализовать их заговоры. Таким образом, взаимодействие, а не цензура, должно стать частью решения проблемы.
По данным Госдепартамента США, в ходе подобной конференции в Кении, прошедшей совсем недавно, было выявлено, что 65% членов Харакат аш-Шабааб (группа сомалийских исламистов, прежде всего действующих в Сомали,- прим.Kapital.kz) заявили, что они присоединились к группе в качестве реакции на агрессивные и дискриминационные действия местной службы безопасности и вследствие, неправомерных арестов и коррупции в полиции.
«Мы должны продолжать проводить больше исследований о том, что движет женщинами и девочками, когда они приходят к радикализму. Представительницы женской половины являются лидерами, вдохновителями, учителями и, главное, матерями, сестрами и женами, что в очередной раз указывает на важность их вклада в борьбу с насильственным экстремизмом» - заявляет Роберт Бершински.