Министерство образования и науки РК утверждает, что 75% выпускников колледжей и вузов трудоустраиваются после окончания учебы. Однако пока нет четкого взаимодействия между бизнесом и учебными заведениями, сложно говорить об эффективности высшего и среднего специального образования.
«Сейчас я могу сказать, что у каждого высшего учебного заведения в результатах работы отмечается процент трудоустройства выпускников. В целом процент трудоустройства выпускников вузов и колледжей составляет порядка 75%, что достаточно высокий процент», – сказал на днях министр образования и науки РК Аслан Саринжипов в ходе пленарного заседания сената Парламента.
По словам министра, на следующий год планируется базу данных вузов и колледжей интегрировать с базой данных ГЦВП (Государственный центр выплаты пенсий).
«Мы по отчислениям будем видеть реальную картину. Если тот или иной молодой человек осуществляет пенсионные выплаты, значит, он действительно трудоустроен», – добавил Аслан Саринжипов.
В принципе, любое ведомство в Казахстане любит бить в фанфары. Это нужно периодически делать для того, чтобы показать эффективность структуры, ее возможности и получить очередные регалии.
Так, еще в феврале 2011 года с большой помпой чиновники презентовали программу, согласно которой выпускников программы «Болашак» начнут трудоустраивать еще до окончания вуза. Причем авторство было отдано АО «Центр международных программ».
Это дело преподносилось общественности как нечто большое и значительное. Оказывается, центр проводил работу с потенциальными работодателями - крупными казахстанскими и международными компаниями и государственными органами. А при поддержке ФНБ «Самрук-Казына» и British-Kazakh Society планировалось заключить соглашения с крупными казахстанскими и международными компаниями о возможности трудоустройства выпускников президентской образовательной программы «Болашак». Такие же соглашения планировалось заключить и с рядом государственных органов Казахстана.
А в январе 2013 года Министерство образования и науки РК предлагало еще один способ трудоустройства выпускников: установить ответственность ректоров вузов за трудоустройство выпускников в связи с тем, что в стране растет число дипломированных безработных.
«Особое внимание надо обратить на эффективное трудоустройство выпускников и повышение ответственности за это ректоров. Успешность любого вуза - это востребованность его выпускников. Это аксиома», – сказал Бакытжан Жумагулов (на тот момент министр образования и науки) на заседании коллегии ведомства.
По его мнению, ответственность за трудоустройство выпускников также должно нести руководство колледжей и местных исполнительных органов, на территории которых действуют эти учебные заведения.
«Крайне важно обеспечить высокий уровень трудоустройства специалистов. Анализ показывает, что наряду с общим снижением молодежной безработицы в Казахстане идет ее структурная перестройка. Все больше долю безработных составляют люди с профессионально-техническим и высшим образованием. Это очень настораживающая тенденция, и здесь нужны превентивные меры», – пояснил мотивы своего предложения тогдашний министр.
Сейчас в должности министра Аслан Саринжипов, а воз и ныне там. Как показывает жизнь, никакие договоры и соглашения с компаниями, госорганами и другими субъектами бизнеса ничего гарантировать не могут. Почему? Просто потому, что всем вышеуказанным субъектам нужны квалифицированные специалисты, и они должны обладать специфическими навыками. А выпускников, которые выходят из стен колледжей и вузов, даже «котом в мешке» назвать сложно.
Кстати, информация Аслана Саринжипова о том, что три из четырех выпускников колледжей и вузов трудоустраиваются, – слишком громкое заявление. На самом же деле реальность, с которой приходится сталкиваться, удручающая.
Так, в январе 2013 года депутат мажилиса Парламента РК Камал Бурханов на семинаре академии госуправления при президенте РК в мажилисе «Модернизация государственной молодежной политики РК» заявил, что всего 10 выпускников вузов из 5 тыс. ежегодно завершающих обучение на дипломатических специалистов могут быть трудоустроены в Министерстве иностранных дел.
«Мы одних дипломатов готовим ежегодно более 5 тыс. (...) Выступал в нашем комитете заместитель министра иностранных дел, я его конкретно спросил, сколько человек Министерство иностранных дел сможет взять из 5 тыс. выпускников - максимум 10», - сказал Камал Бурханов.
«А куда мы готовим 4990 наших юношей и девушек?» - недоумевает он.
По словам депутата, в Казахстане почти 10 вузов на 1 млн населения по сравнению с 1-3 вузами в международной практике.
Ну и более или менее свежие факты.
Так, в июне 2014 года на пленарном заседании мажилиса с депутатским запросом к премьер-министру РК Кариму Масимову обратился депутат парламента Жуматай Алиев. По его данным, в колледжах Казахстана обучается более чем полмиллиона человек. Ежегодное число выпускников колледжей составляет около 200 тыс. человек. Из числа выпускников трудоустраиваются либо поступают в вузы лишь 50 тыс., а остальные 150 тыс. остаются нетрудоустроенными. Такие показатели носят угрожающий характер, и положение лишь ухудшается, отметил депутат.
А уже в сентябре 2014 года директор департамента модернизации профессионально-технического и послесреднего образования МОН Сабыржан Мадеев отметил, что в Казахстане ежегодно около 35 тыс. выпускников средних школ пополняют армию безработных, не получая никакой профессии.
«В 2014 году средние школы в Казахстане окончили 134 тысячи 648 учеников, из них ЕНТ сдавали 80 тысяч 593 человека - это примерно 65%, провалили ЕНТ 20 тысяч 236 человек… Если сложить количество выпускников школ, которые вообще не сдавали ЕНТ и не набрали проходного балла, то получится цифра 67 тысяч 291 человек, что составляет 50% от количества выпускников в целом», - сказал Сабыржан Мадеев на брифинге.
Если МИД не может трудоустроить 4,99 тыс. дипломированных дипломатов, 150 тыс. выпускников колледжей остаются неустроенными, половина выпускников школ пополняет армию безработных, то о чем вообще говорить. Думается, за несколько прошедших с осени 2014 года время ситуация не улучшилась.
Что делать?
Поэтому к заявлению министра образования и науки РК Аслана Саринжипова о 75% трудоустроенных выпускниках колледжей и вузов нужно относиться с изрядной долей скепсиса. Никто точно не знает, на какую конкретно работу устроился биолог, окончивший Казахский государственный университет, работают ли педагогами те, кто окончил педагогический вуз, в какой компании и на какой конкретно позиции работает программист, окончивший, например, технологический колледж.
И ведь дело не в том, сколько человек после окончания колледжа или вуза куда устроилось работать. Дело в том, что и, как 10-20 лет назад, в Казахстане учебные заведения оторваны от реальной жизни и потому просто штампуют специалистов и раздают дипломы.
И пока ничего не изменилось.
Понятно, что нужно не только сокращать количество вузов и колледжей (а их на самом деле больше, чем нужно), но и включить механизм конкуренции. Если они не будут конкурировать друг с другом за выпускников школ, то ничего не получится.
Кроме того, необходимо включить механизм конкуренции внутри профессорско-преподавательского состава. Если они не будут конкурировать друг с другом, то качество обучения расти не будет.
Самое главное, нужно не декларировать, а на самом деле наладить тесное взаимодействие между компаниями и госорганами, с одной стороны, и колледжами и вузами, с другой стороны. Необходимо стимулировать глав компаний и госорганов проводить регулярные ротации кадров, чтобы у них появился реальный интерес к подготовке для собственных нужд молодых специалистов. Для чего средства, которые бизнес и госорганы тратят на подготовку молодых специалистов, не облагать налогом. Тогда появится реальный спрос со стороны тех, кто в молодых специалистах нуждается. Тогда и колледжи с вузами будут знать, каких специалистов, с какими конкретно навыками и в каком количестве готовить. Тогда и бизнес, и госорганы, когда им придется «живыми» деньгами оплачивать учебу своего будущего сотрудника, будут не формально, а реально заинтересованы в том, чтобы требовать с учебных заведений качественной подготовки.