Роль региональных СМИ в информационной политике, специфика медиаландшафта Казахстана, конкурентоспособность, вызовы в обеспечении информационной безопасности и медиа-тренды. Таковы основные темы, которые поднимают участники конгресса «Региональное медиасотрудничество: Трансформация. Консолидация. Развитие».
В настоящее время в Казахстане насчитывается 2 тыс. 100 средств массовой информации. 84% из них находятся в частной собственности. При этом 80% казахстанцев являются пользователями ТВ-ресурсов, 15% – печатных СМИ, 38% – радио и 38% – интернета.
Несмотря на прежнее превосходство телевидения, оно все-таки теряет качественного зрителя. По данным аналитиков, 35% пользователей телевидения включают телевизор, чтобы посмотреть сериалы и лишь 14% – новости. При этом 67,8% казахстанских пользователей интернета приходят туда за поиском информации, 59% – узнать новости.
По степени доверия интернет тоже обогнал ТВ-ресурсы. Интернету доверяют 53,4%, телеканалам – 52%. Меньше всего в Казахстане доверяют журналам, у них 20%. Общий прирост интернет-пользователей дают уже не крупные города, а регионы.
«Идет очевидный прирост за счет регионов нашей страны. Это говорит о развитии интернета в Казахстане. Сегодня общий объем интернет-пользователей все-таки еще не велик, потому что в идеале он должен быть 100%», – подчеркнул заместитель директора Службы центральных коммуникаций при президенте РК Эльдар Толганбаев.
Поднималась на форуме также тема некачественной работы сайтов: плагиата, откровенного воровства текстов и трафиков. Как оказалось, популярнейшие сайты Казахстана попросту покупают или скачивают пользователей.
«Мошенник, который сегодня ворует трафик, он ворует деньги у нормальных медийщиков. Нужны такие же наказания как для воров, которые воруют у нас из кармана деньги, таким ворам мы даем сроки наказания. А тех, кто воруют миллионы в интернете у медийного пространства, мы никак не наказываем. В феврале этого года, когда Mail.ru повысил цену, у нас в массовом порядке посыпались сайты, причем крупные, сразу стало видно, кто покупает и ворует трафик. Мы все знаем наши крупные сайты, которые нелегально покупают трафик через порнойсайты, торенты, пиратское аудио и видео, сайты знакомств, казино, за счет них они получают объемы просмотров и получают рекламу. При этом, те, кто генерирует контент - журналисты, фотографы, операторы, аналитики, теряют деньги», – заявил президент Интернет ассоциации Казахстана Шафкат Сабиров.
Он отметил, что «мы научились сами делать контент, просто вокруг образовалось столько людей, которые воруют трафик».
«Распознать это просто – у сайта открывается большое количество страниц, массовое количество переходов, низкое число проиндексированных страниц, не может сайт, у которого 10 тыс. страниц, иметь в день 30 тыс.», – отметил он.
Интернет ассоциация Казахстана уже получила прямую договорённость с Google и Yandex по передаче списков подозрительных сайтов, для объективной проверки. Если будет выявлено, что хотя бы 5% трафика куплено, его будут, выражаясь словами Шафхката Сабирова, «банить».
«Есть еще мера общественного воздействия, нужно создавать доски позора для воров трафика, и мы будем делать такой реестр и перечень таких сайтов», - подытожил президент Интернет Ассоциации Казахстана.
Говорилось сегодня и о преобладании на казахстанском медиарынке российских СМИ. По данным аналитиков, в 2012 году степень востребованности казахстанского контента была 38%, в этом году уже 45%, но тем не менее 55 % населения по-прежнему находится под влиянием российских СМИ. Но конкретного ответа, как будет решаться этот вопрос, на конгрессе пока не прозвучало.