Национальная палата предпринимателей предлагает клеймить позором род коррупционеров. Однако любые отдельные меры, вне зависимости от степени их жесткости, проблему коррупции не решат.
Так, недавно Национальная палата предпринимателей предложила создать список осужденных коррупционеров и разместить его в Интернете.
«Наверное, это под силу партии, под силу Национальной палате предпринимателей создать национальный список осужденных коррупционеров и разместить в Интернете. Люди будут их знать сегодня, завтра и в будущем. То есть вся тяжесть этого преступления ляжет на будущие поколения», - с такой инициативной обратился член президиума Национальной палаты предпринимателей, глава Ассоциации предпринимателей Казахстана Талгат Доскенов в ходе заседания в НПП, где обсуждался проект Программы противодействия коррупции на 2015-2025 годы партии «Нұр Отан».
«Чтобы все потомки этого мздоимца, взяткодателя знали, что их дед, бабушка, 50 лет назад были коррупционерами. Это пятно ляжет на все поколения. И я думаю, что для гражданина честное имя важнее, чем какие-то деньги», - прокомментировал он свою инициативу журналистам.
Отвечая на вопрос, не кажется ли ему, что клеймить позором род коррупционера не гуманно, он сказал: «На этой фамилии будет лежать печать, я думаю, что многие благодаря этому откажутся. Я, например, как и вы, не хочу, чтобы мои внуки были внуками коррупционера».
Восточный вариант
Что касается вопроса борьбы с коррупцией, то в Китае и Гонконге имеют в этом плане большой опыт.
В частности, китайское антикоррупционное законодательство, пожалуй, является самым жестким в мире – за взятки или хищения госимущества чиновникам грозит смертная казнь. За последние годы высшая мера наказания в КНР была применена к 10 тыс. госслужащих. Кроме того, нередки случаи, когда китайским чиновникам, попавшимся на взятки, отрубали руки.
Власти КНР запретили чиновникам принимать в дар биржевые акции, покупать недвижимость и автомобили по подозрительно низким ценам, договариваться об устройстве на престижную работу после ухода из государственных структур.
Расположенный рядом с Китаем Гонконг тоже может похвастаться заслугами в области борьбы с коррупцией – раньше практически весь госсектор страны был завязан на коррупции. Победить взяточничество властям удалось благодаря нескольким эффективным мерам.
Первое, госслужащим пришлось доказывать, что вся недвижимость, роскошные автомобили и остальные дорогостоящие предметы были куплены на честно заработанные средства. Если чиновник оказывался нечистым на руку, его ждала тюрьма и конфискация имущества.
Второе, в государстве создали независимую комиссию по борьбе с коррупцией, работникам которой изначально установили высокие зарплаты, чтобы у них не было соблазнов брать взятки. Комиссия занимается не только выявлением коррупционеров, но и проводит профилактические работы по предотвращению получения мзды.
Третье, жителям Гонконга и представителям СМИ дали реальную возможность жаловаться на взяточников – обычным гражданам разрешили помогать антикоррупционной комиссии, а журналистов допустили до дел любого госслужащего. Регулярно появляющиеся на страницах газет сообщения о чиновниках-коррупционерах сделали свое дело – население поверило, что в стране действительно борются со взяточничеством, а мздоимцы, от греха подальше, решили отказаться от сомнительных денег.
Западный вариант
Если восточные методы борьбы с коррупцией далеко не всегда выглядят гуманно, то западные методы можно назвать щадящими.
Например, в Нидерландах, стране с наиболее низким уровнем коррупции, пришлось прибегнуть к некоторым антикоррупционным мерам. Так, местным чиновникам, попавшимся на взятке, запрещается работать в государственных организациях, также они лишаются всех социальных льгот и гарантий.
Есть еще механизм, который не позволяет занять ту или иную госдолжность потенциальному коррупционеру. Поэтому подбор персонала осуществляется с помощью специальной системы. Кроме того, в крупных ведомствах, сотрудники которых могли бы злоупотреблять своими полномочиями, существуют службы внутренней безопасности, которые следят за действиями чиновников и выявляют их ошибки.
Есть и методы поощрения. Голландских чиновников, на которых не пала тень подозрения в коррупционных деяниях или сообщивших о злоупотреблении должностными полномочиями своих коллег, материально поощряют.
К примеру, в США законодательство предусматривает серьезное наказание за взяточничество в виде штрафа, в три раза превышающего размер взятки, а в некоторых случаях и лишение свободы сроком до 15 лет.
В частности, есть отдельная статья об уголовной ответственности, грозящей руководству банков, предоставившему ссуды или денежные «подарки» представителям инспекторской комиссии, занимающейся проверкой финансовой организации. Банкирам грозит тюремное наказание сроком до 1 года или штраф в размере суммы ссуды или «подарка». Аналогичное наказание предусмотрено и для инспектора, покусившегося на легкие деньги.
Кроме того, если чиновник попался на получении подарка в какой-либо форме от любого лица, рассчитывающего на положительное решение его вопроса, госслужащему грозит уголовное наказание. Вместе с тем, согласно законодательству госслужащие обязаны докладывать в соответствующие органы обо всех замеченных фактах злоупотребления должностными полномочиями. А чиновникам, назначенным президентом США, запрещается принимать любые подарки во время всего срока службы.
Также госслужащие обязаны декларировать все расходы за прошлый год: полный заработок, проценты по вкладам, оплату транспортных расходов, проценты по вкладам и т.д.
Ближе к телу
Талгат Доскенов во многом прав. Да, чтобы победить коррупцию, все средства хороши. Если для этого необходимо вывесить в Интернет список осужденных коррупционеров, то, да, это нужно сделать.
Однако разовые меры, вне зависимости от степени их жесткости, желаемый эффект не дадут.
Кое-что в Казахстане в плане минимизации коррупции уже делается. Из последних мер – это передача Центрам обслуживания населения (ЦОН) функции по выдаче доверенностей на право вождения автомобиля. Когда недавно получил в ЦОНе, сначала, электронную цифровую подпись, а потом и саму доверенность, то удивился тому, что с меня ни одного тенге не взяли.
Это тот самый опыт, который оправдал себя в Грузии. Там использовали «принцип единого окна» для всех государственных служб. То есть получить любые документы, заключить и расторгнуть брак, открыть фирму и т.д. можно в одном месте – Доме юстиции.
В принципе, Казахстан как раз по этому пути и идет.
Но есть два фактора, которые нужно запустить обязательно. Именно благодаря действенности этих двух факторов в Китае, Нидерландах, США и Гонконге успешно борются с коррупцией. В условиях их отсутствия любые антикоррупционные механизмы просто-напросто бесполезны.
Первый, все, включая высших государственных чиновников, должны быть равны перед законом. Не имеет значения, кто совершил правонарушение – крупный государственный деятель или мелкий клерк. Ответственность и того, и этого должна быть одинаковой.
А если кто-то не верит в то, что в Казахстане этого можно добиться, тот не прав. Сначала власти должны объявить публично, что все равны перед законом, а потом провести десяток-другой открытых судебных процессов над коррупционерами. Причем, не только над теми, кто взятки берет, но над теми, кто их прикрывает.
Второй фактор может сработать только в том случае, если сработает первый. Если люди увидят реальные действия властей против коррупции, то они поверят. Именно население своей активностью могут создать внутри Казахстана обстановку полной нетерпимости к коррупции.
А сделать это мы должны хотя бы для того, чтобы нас уважали иностранцы. Пока они над нами лишь смеются…