USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.24$
-0.070
BTC
94636.80$
-724.400

В РК составлен рейтинг качества работы министерств

Всего было опрошено 40 экспертов

Share
Share
Share
Tweet
Share
В РК составлен рейтинг качества работы министерств- Kapital.kz

С 4 по 24 июля 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы министерств и агентств Правительства Республики Казахстан за второй квартал 2014 года. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющих сферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество. В связи с большим числом структур Правительства Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» сфокусировало внимание на группе лидеров и группе аутсайдеров:

По итогам второго квартала 2014 года наиболее успешным министерством вновь было признано Министерство иностранных дел РК. Более того, МИД РК смог нарастить отрыв от конкурентов за счет целого ряда успешных внешнеполитических шагов. В активе министерства – введение безвизового режима для граждан основных стран-инвесторов в экономику РК, взвешенная позиция по отношению к кризису на Украине, а также жесткая реакция на высказывания ряда российских общественных деятелей относительно исторических прав на отдельные территории Казахстана. Центральным внешнеполитическим событием за данный период стало подписание договора о создании Евразийского экономического союза. Все это в совокупности обеспечило лидерство МИД в текущем рейтинге.

Министерство нефти и газа смогло подняться на одну строчку в рейтинге структур Правительства. Однако этот рост обусловлен не столько успехами самого министерства, сколько существенным «проседанием» конкурентов. Перед ведомством стоит задача форсированного восстановления трубопроводной системы Кашагана, определения площадки для строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода, а также обеспечения дальнейшего роста добычи углеводородов на «старых» месторождениях.

Текущий застой с увеличением добычи нефти ставит под сомнение целесообразность сохранения отдельного правительственного органа, занимающегося вопросами нефтедобычи. Возможно, именно поэтому во втором квартале 2014 года возникла идея восстановления министерства энергетики и минеральных ресурсов.

На третью строчку в рейтинге вышло Министерство регионального развития. Во втором квартале министерство завершило работу по Программе развития регионов РК до 2020 года. Кроме того, высокие темпы набрала кампания по изъятию неэффективно используемых земель, также курируемая МРР совместно с акиматами. Большое внимание уделяется министерством и вопросам реконструкции жилищно-коммунального хозяйства, повышения его энергоэффективности.

В пассиве министерства – промедление с оценкой целесообразности сохранения социально-предпринимательских корпораций в регионах. Пока политического веса Болата Жамишева недостаточно для завершения этого неудачного социально-экономического эксперимента.

Министерство финансов просело на две строчки в рейтинге по итогам второго квартала 2014 года. В пассиве министерства – непрекращающиеся коррупционные скандалы в комитете таможенного контроля, а также слабый экономический «отыгрыш» февральской девальвации тенге. Минфин не в состоянии предложить свою макроэкономическую стратегию в пику Нацбанку. В результате уже в мае на поддержание курса тенге вновь начали расходовать золотовалютные резервы.

Дополнительной нагрузкой для министерства стали подготовительные мероприятия по очередной амнистии капиталов, предложенной Президентом, а также инициатива по созданию единого центра госзакупок.

Неплохие рейтинговые показатели во втором квартале 2014 года продемонстрировало Агентство связи и информации. Несмотря на то, что агентство было создано только в начале года, оно смогло выбиться в пятерку лидеров.

Столь высокий результат объясняется своеобразным авансом – Аскар Жумагалиев рассматривается экспертами в качестве сильного менеджера, способного выстроить систему информационной безопасности страны. Актуальность этой работы стала особенно очевидна в ходе проекции на казахстанское информационное пространство событий на Украине и их отражения в информационных потоках западных и российских СМИ.

Министерство индустрии и новых технологий, возглавляемое Асетом Исекешевым, сохранило шестую строчку в списке наиболее эффективных ведомств/структур Правительства.

По итогам второго квартала наметился ряд негативных тенденций, связанных с уменьшением доли обрабатывающей промышленности в экспорте. В тоже время следует отметить, что данное сокращение связано преимущественно с внешними факторами – ухудшением конъюнктуры на традиционных казахстанских рынках.

В числе главных внутренних проблем министерства продолжают оставаться высокий уровень коррупционных издержек при реализации индустриальных проектов, завышение смет строительства, неполная загруженность запущенных предприятий.

Относительно высокие показатели Министерства юстиции также во многом объясняются отставанием ближайших конкурентов. Заслуга Берика Имашева – не столько наличие неких феноменальных прорывов в работе министерства, сколько стабильность и последовательность в решении текущих задач. Этого оказалось достаточно для того, чтобы конкуренты из социально-экономического блока правительства оказались позади.

Во втором квартале 2014 года Минюст отметился работой по борьбе с должниками, совершенствованием вопросов защиты авторских прав, а также оценкой качества законопроектов.

Невысокие показатели Министерства экономики и бюджетного планированияобусловлены целым комплексом факторов. Ослабление макроэкономических показателей после девальвации тенге продемонстрировало недостаточную эффективность и точность прогнозов министерства. В рамках поиска инструментов стабилизации социально-экономической ситуации министерство сделало ставку на стимулирование иностранных инвесторов, очередную амнистию капиталов, а также приватизацию государственных активов. Но позитивный эффект от этих мер можно будет ощутить лишь через некоторое время.

Кроме того, на оценку министерства неоднозначно влияют личные характеристики первого лица – Ерболата Досаева. Во втором квартале продолжал развиваться скандал с причастностью Досаева к работе подрядной организации, виновной в некачественном исполнении сварочных работ на трубопроводе Кашаганского месторождения.

Министерству по чрезвычайным ситуациям удалось улучшить рейтинговые показатели во втором квартале 2014 года. Стихийные бедствия и аварии оперативно локализованы, было минимизировано количество жертв и пострадавших. Министерство оперативно прореагировало на самые резонансные события: аварию на железной дороге в Атырауской области, сель в Талгарском районе Алматинской области.

Организационная работа министерства также была достаточно эффективна – в апреле был принят закон «О гражданской защите». В совокупности все это позволило министерству несколько улучшить свои рейтинговые показатели.

Замыкает группу лидеров рейтинга эффективности правительственных структур во втором квартале 2014 года Агентство по делам религии. Несмотря на относительно недавнюю смену руководства, агентство увеличило интенсивность информационно-разъяснительной работы по вопросам регулирования религиозной ситуации в стране.

Агентство провело большую работу по систематизации всего конфессионального пространства страны, предпринимало усилия по контролю содержательных аспектов издаваемой и ввозимой религиозной литературы. Было проведено рабочее совещание по подготовке к пятому Съезду лидеров мировых и традиционных религий.

Группу аутсайдеров рейтинга составили структуры Правительства, ответственные за реализацию социальных программ, а также отдельные отраслевые проекты. Причина проста – у них больше возможностей для коррупционных действий, а «социальная цена» коррупции – выше.

Открывает «десятку аутсайдеров» Агентство по статистике РК. Во втором квартале агентство развернуло работу по выполнению поручения Президента по уменьшению погрешности в предоставляемой информации. Однако результативность этой работы пока вызывает сомнения. При всем том, что именно Агентство должно «держать руку на пульсе» казахстанской экономики и социальной сферы. На практике же многие социальные показатели не отражают реальной ситуации: много претензий к таким критериям как реальная занятость, уровень инфляции, размеры внутренней миграции и т.п.

Следующее место в списке наименее эффективных правительственных структур по итогам второго квартала 2014 года эксперты отвели Министерству Внутренних Дел. В апреле текущего года Глава Государства подписал Закон РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», направленный на повышение эффективности полицейской деятельности. Законопроектом предусматриваются разделение компетенции Министерства внутренних дел как центрального аппарата и органов внутренних дел в целом, определение их обязанностей и прав. Закрепляется деятельность общественных советов и общественных наблюдательных комиссий в органах внутренних дел.

В работе министерства есть недочеты, которые носят однозначно негативный характер. Так, внед­рен­ная МВД ин­тел­лек­ту­аль­ная си­сте­ма кон­тро­ля за до­рож­ным дви­же­ни­ем не по­мог­ла со­кра­тить чис­ло ДТП на ав­то­до­ро­гах рес­пуб­ли­ки. Напротив, до­пу­щен рост ко­ли­че­ства до­рож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ствий, уве­ли­чи­лось чис­ло по­гиб­ших и по­стра­дав­ших в них. Внед­ря­е­мая ин­тел­лек­ту­аль­ная си­сте­ма кон­тро­ля за до­рож­ным дви­же­ни­ем сто­и­мо­стью бо­лее 1 млрд. тен­ге не со­от­вет­ству­ет ее тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ско­му обос­но­ва­нию и не име­ет про­ект­но-смет­ной до­ку­мен­та­ции, по заключению Счетного комитета.

Несколько улучшило свои рейтинговые показатели во втором квартале 2014 годаНациональное космическое агентство РК. Рост рейтинговых показателей связан с успешным запуском первого казахстанского спутника дистанционного зондирования земли. На правительственном часе в Мажилисе Парламента РК председатель Национального космического Агентства РК Талгат Мусабаев сообщил, что «Казкосмосу» нужно 2,5 миллиарда тенге ежегодно на космическое зондирование Земли. По его словам, это позволит не допускать дублирования бюджетных программ для решения одних и тех же задач разными министерствами и ведомствами. Администратором единой бюджетной программы на продукты и услуги КС «ДЗЗ», по мнению Т. Мусабаева, может выступить «Казкосмос». В состав «КС «ДЗЗ» РК входит два космических аппарата: высокого и среднего пространственного разрешений, а также наземный целевой комплекс и наземный комплекс управления космическими аппаратами ДЗЗ в городе Астана.

Не удается улучшить рейтинговые показатели Министерству образования и науки РК. Во втором квартале 2014 года финансовая полиция выявила новые факты хищений в структуре МОН, общая сумма ущерба оценивается в 76 млн. тенге. Департамент финансовой полиции по г. Астана продолжает расследование уголовных дел в отношении должностных лиц Министерства образования и науки РК по фактам хищения 59 млн. тенге, выделенных на развитие детско-юношеского движения в Восточно-Казахстанской, Алматинской областях и в городах Алматы, Актобе, Атырау, Талдыкорган и Шымкент.

В начале апреля 2014 года возбуждено еще 2 уголовных дела в отношении должностных лиц Министерства образования и науки РК по фактам растраты бюджетных средств в сумме 17 млн. тенге, выделенных на проведение мероприятий по развитию детско-юношеского движения в городах Караганда и Кызылорда.

Также в апреле было заявлено о том, что в Министерстве образования недосчитались более 8 миллиардов тенге, которые были выделены на строительство межрегиональных центров по подготовке кадров. Однако из запланированных объектов построен и введен в эксплуатацию только один – в Атырау.

Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов РК продолжает рейтинг наименее эффективных министерств по итогам деятельности за второй квартал 2014 года.

В тоже время руководство министерства предпринимает шаги по исправлению негативного имиджа. Так, в апреле министр Нурлан Каппаров выступил с просьбой к Правительству Казахстана, пересмотреть возможность сокращения выбросов и поглощения парниковых газов, а также наделить возглавляемое им министерство полномочиями по регулированию использования подземных вод, в том числе, правом выдачи разрешений на специальное водопользование в части подземных вод. В июне министр также сообщил о том, что в Казахстане построят 29 новых водохранилищ.

Имиджевый негатив в отношении руководителя министерства обусловлен якобы аффилированностью с компанией-подрядчиком строительства трубопроводной системы Кашаганского месторождения.

В Министерстве труда и социальной защиты населения РК, которое открывает пятерку аутсайдеров, были подведены промежуточные итоги реализации программы «Дорожная карта занятости». Практически все регионы страны в условиях ухудшения социально-экономического положения показали отрицательную динамику.

В числе «отстающих» по обеспечению занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства были отмечены Акмолинская, Алматинская, Карагандинская области и г. Алматы.

В рамках создания рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел было отмечено недостаточное освоение средств. Так, в Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Актюбинской, Кызылординской областях освоено около 30% средств, выделенных на микрокредитование граждан.

Также отмечен низкий уровень трудоустройства обученных в рамках программы содействия в трудоустройстве через обучение граждан – речь идет об Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Мангистауской, Павлодарской, Карагандинской, Акмолинской, Атырауской, Жамбылской, Северо-Казахстанской областях и г. Алматы.

По итогам деятельности за второй квартал 2014 года в списке наименее эффективных министерств осталось и Министерство здравоохранения. В апреле 2014 года состоялось заседание коллегии Министерства здравоохранения РК в селекторном режиме о мерах по противодействию коррупционных правонарушений в медорганизациях, совершенствовании психиатрической службы и итогах исполнения республиканского бюджета здравоохранения за 2013 год. Стоит отметить, что вопросы коррупции являются темой постоянного обсуждения в рамках освещения и анализа деятельности самого министерства. В частности было заявлено, что по всем фактам совершения коррупционных правонарушений и в будущем будут приниматься адекватные меры.

В министерстве сельского хозяйства, продолжающем список наименее эффективных министерств по итогам деятельности за 2 квартал 2014 года, также сменилось руководство. В апреле был назначен новый вице-министр сельского хозяйства Республики Казахстан, им стал Сапархан Омаров. Ранее Омаров являлся членом Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Предполагается, что это назначение будет способствовать уменьшению коррупционных лакун в ведомстве.

Во втором квартале 2014 года Министерство сельского хозяйства подготовило пакет изменений в Налоговый кодекс РК, касающийся субъектов АПК. Сегодня в Казахстане более 18 тыс. земельных участков общей площадью 6,8 млн. га (в т. ч. 1,9 млн. га пашни) находятся фактически в заброшенном состоянии. Во многом этому способствует незначительный размер земельного налога, который не стимулирует землевладельцев рационально использовать угодья. Чтобы кардинально изменить ситуацию, предлагается увеличить земельный налог в 5 раз. Владельцев сельскохозяйственных земель, которые не используют участки по назначению, ожидают экономические санкции со стороны местных исполнительных органов.

Нововведения начнут действовать с января 2015 года. По мнению представителей министерства, реформирование налоговой системы создаст новые стимулы для качественного роста сельхозпредприятий и в целом повысит экономическую эффективность АПК.

Далее в рейтинге следует Агентство по защите прав потребителей, в котором также в рассматриваемый период сменилось руководство. Болатбек Куандыков освобожден от должности председателя агентства в связи с переходом на другую работу. Исполняющим обязанности председателя агентства назначен главный государственный санитарный врач Республики Казахстан Жандарбек Бекшин.

Во втором квартале 2014 года агентство начало реализацию ряда важных инициатив. В частности, снизило санитарные требования на 57%. В мае 2014 года Агентство РК по защите прав потребителей также заявило о намерении навести порядок в сфере ЖКХ, которое, как показал анализ жалоб, является наиболее проблемным. Также Агентство приступило к разработке нового законопроекта «О защите прав потребителей».

Последнее место в списке наиболее эффективных структур Правительства по итогам деятельности за второй квартал 2014 года эксперты отвели Агентству по регулированию естественных монополий. Данный факт вполне объясним – 3 июля суд санкционировал арест председателя агентства Оспанова. Финансовая полиция предъявила ему обвинение в получении взятки в сумме 300 тыс. долларов США за оказание содействия и покровительства субъекту естественных монополий. Оспанов был отстранен от должности председателя АРЕМ Казахстана. Исполняющим обязанности главы ведомства был назначен его заместитель Аманжол Алпысбаев.

0be27957976adfea0b92f6c8644.png

Общие выводы

Таким образом, деятельность структурных подразделений Правительства Казахстана по итогам второго квартала 2014 года в целом оценивается как «средняя» или «ниже средней». Из максимально возможных 7 баллов, деятельность наиболее успешного ведомства – Министерства Иностранных дел не превысила половины допустимого значения (3,47). Тогда как деятельность Агентства по регулированию естественных монополий, оцененная экспертами как наименее успешная, составила 2,18 балла. Соответственно, разрыв между деятельностью наиболее и наименее успешных ведомств Правительства составил лишь 1,29 балла.

Смена Премьер-министра в самом начале второго квартала 2014 года породила определенные надежды на трансформацию стиля управления Кабинетом министров. Однако, кроме слабо аргументированного перевода заседаний Правительства в закрытый режим, пока отметить нечего. Более того, к концу второго квартала в СМИ и экспертное сообщество активно стали вбрасываться слухи о существенном сокращении количества министерств и агентств.

Все вместе это позволяет сделать несколько жестких выводов о текущем состоянии дел в Правительстве:

  1. Профессиональный уровень членов Кабмина настолько низок, что Премьер-министр Карим Масимов вынужден был перевести заседания в закрытый формат, с тем, чтобы минимизировать дальнейшее падение уровня доверия населения к Правительству. В тоже время данный шаг в еще большей степени обостряет проблему персональной ответственности за состояние дел в социально-экономической сфере – теперь она замкнута исключительно на Карима Масимова.
  2. Подтверждение слухов об объединении министерств и агентств будет одновременно выступать подтверждением вывода о катастрофической нехватке профессиональных и адекватных топ-чиновников, которым Президент и Премьер-министр могут доверять. По-сути, объединение будет маскировать системный кризис управления в стране.
  3. Объединение разнородных ведомств без параллельного сокращения избыточных государственных функций породит гигантские бюрократические конгломераты. В условиях текущего падения уровня профессионализма госслужащих эти конгломераты окончательно парализуют процесс принятия управленческих решений в центральных органах власти.
  4. Премьер-министром не сделаны соответствующие выводы из работы предшественника – высокий уровень коррупции, неэффективность в реализации отраслевых программ, непродуманная кадровая политика, — все это не приводит к отставкам соответствующих министров и председателей агентств. В результате формируется чувство безнаказанности и безответственности первых руководителей в еще большей степени снижающее эффективность работы ведомств.

Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсы для повышения эффективности работы министерств и агентств Правительства РК не использованы. Премьеру Масимову необходимо ускорить работу по системной перестройке работы Кабмина:

  • Необходимы нетривиальные решения в кадровой сфере – недостаток специалистов заставляет сокращать количество структур Правительства, однако это сокращение структур должно быть дополнено и сокращением количества функций.
  • Не исключено, что часть регулирующих и контрольных функций могла бы быть передана неправительственному сектору.
  • Закрытый характер работы Правительства существенно сказывается на уровне доверия граждан. Структурная перестройка работы центральных ведомств должна проводиться в публичном, а не кулуарном формате.
  • Вопрос ревизии реализуемых программ и проектов развития не снят с повестки дня – более того, он становится еще актуальнее в свете возможного объединения структур Правительства.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.