В Центральной Азии затевается большая игра – Казахстан пытается найти в Китае противовес агрессивной политике, проводимой Российской Федерацией. Издание Foreign Policy отмечает, что Астана весьма осторожно относится к пыткам усиления своего влияния в Казахстане со стороны Российской Федерации, поэтому она стремится завести новых могущественных друзей. Иностранное СМИ цитирует российское интернет-издание Биржевой Лидер.
Для Казахстана, богатого газом и нефтью, начиная с 1991 года, то есть с момента обретения независимости, основной задачей во внешней политике является сохранение хороших отношений с небольшой группой стран, являющихся покупателями ее природных ресурсов. В эту группу входят Российская Федерация, Китай и ряд западных стран. Нормальные отношения Астана должна поддерживать при любых обстоятельствах, при этом необходимо не слишком увлекаться ведением одиночной игры – это и есть основной принцип внешней политики Казахстана. До недавнего времени подобное дипломатическое балансирование, которое было весьма осторожным, себя вроде бы оправдывало – спустя два десятилетия с момента распада Советского Союза население Казахстана, численность которого составляет около 17 млн. человек, является одним самых преуспевающих народов на территории Центральной Азии.
29 мая президент Казахстана подписал соглашение о создании Евразийского экономического союза, куда также вошли Российская Федерация и Беларусь. Стоит отметить, что ЕАЭС, по сути, является детищем российского президента Владимира Путина и ответом Европейскому Союзу со стороны России. Российский лидер надеется, что со временем созданная зона свободной торговли будет привлекать и другие страны ближнего зарубежья, которые связывают свое экономическое и политическое благополучие с Кремлем. Однако за кулисами создания новой зоны свободной торговли, в отношениях между Москвой и Астаной не все так гладко, как кажется на первый взгляд.
По мнению авторов зарубежной прессы, для Астаны тревожным звонком стала авантюра Владимира Путина в Украине. Ведь в Казахстане также проживает значительное количество этнических русских – самое большое количество среди всех бывших среднеазиатских республик. Среди населения Казахстана этнические русские составляют практически четвертую часть. Поэтому Астана опасается, что Владимир Путин может затеять с Казахстаном своеобразную игру – сперва он попробует как можно ближе втянуть страну в зону российского влияния, усиливая интеграционные процессы, а затем попытаться установить еще больший свой контроль над этой центральноазиатской страной.
В этой связи Казахстан приложил определенные усилия, чтобы несколько поумерить амбиции ЕАЭС, создатели которого стремились привести страны, входящие в Экономический союз к еще большему экономическому, военному и политическому единству. В частности, Астаной были отклонены поступившие из Москвы предложения о введении на территории ЕАЭС единой денежной единицы и единого паспорта. Также было отвергнуто предложение о создании единого парламента.
Скорее всего, участие Казахстана в ЕАЭС означает временный отказ Владимира Путина от попыток дальнейшей интеграции. Несмотря на это, Астана уже пытается защитить себя от потенциальной агрессии, в частности. В казахстанском парламенте рассматривают внесение ряда поправок в Уголовный кодекс страны, которыми предусматривается усиление ответственности за ведение деятельности сепаратистского характера. Несмотря на то, что пока нет никаких сообщений о ведении подобной деятельности на территории Казахстана, многие эксперты полагают, что таким образом руководство Казахстана заранее принимает меры предосторожности.
Как пишет Foreign Policy, Астана пытается перестраховаться, пытаясь наладить отношения на востоке, поскольку с опасением смотрит в сторону Москвы и на крымские события. В так называемой «новой большой игре» между Китаем и Российской Федерацией, Казахстан является достаточно важным полем боя – ведь призом в этой «игре» может стать полное влияние в богатой природными ресурсами Центральной Азии. Некоторые казахстанские политики надеются, что более тесные отношения с Китаем могут стать противовесом влияния со стороны России.
Только вопрос, каким образом Астана с ее, ставшей уже традиционной внешней политикой, сумеет совместить усилившуюся интеграцию с российской Федерацией и зависимость от Китая, пока остается открытым. По словам одного из банковских аналитиков, вполне возможно, что Казахстан уже не сможет сохранять баланс в отношениях с двумя могущественными соседними странами, поэтому Астане следует пересмотреть свою политику достижения компромиссов.
Отметим, что Российская Федерация также поглядывает в сторону Китая, ища в нем союзника в борьбе с давлением со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов, хотя многие аналитики предполагают, что ничем хорошим для Москвы подобный союз не закончится – Пекин умеет вести переговоры с партнерами, у которых выкручены руки, извлекая при этом максимальную выгоду для себя.