Мажилис парламента РК на пленарном заседании в среду одобрил проект закона «О реабилитации и банкротстве» с поправками, внесенными в него сенатом парламента, передает КазТАГ.
Таким образом, закон считается принятым и направляется на подпись главе государства.
«Изложено в новой редакции понятие «ложное банкротство», в котором собственник коммерческой организации заменен учредителем (участником). Согласно гражданскому законодательству, коммерческие юридические лица являются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений и, соответственно, не имеют собственника», - сообщалось в пояснительных материалах к законопроекту.
Кроме того, расширен перечень лиц, действия которых могут привести к ложному банкротству, в него включен не только руководитель, но и другие должностные лица юридического лица.
В пункте 2 статьи 100 законопроекта отсутствовал механизм удовлетворения требования кредиторов при недостаточности имущества для погашения требований в полном объеме. Сенаторами предложено положение о пропорциональном распределении имущества банкрота между кредиторами.
Кроме того, в список требований кредиторов, удовлетворяемых в первую очередь, включены выплаты задолженностей по обязательным пенсионным и профессиональным пенсионным взносам.
В пункт 4 статьи 102 законопроекта внесена норма о требованиях кредиторов по оплате труда и выплате компенсаций, независимо от времени начала трудовых отношений между кредитором и банкротом.
Как сообщал ранее вице-премьер - министр финансов РК Бахыт Султанов, законопроектом предусматривается введение института собрания кредиторов при процедуре банкротства.
«Это позволит привлечь всех кредиторов к принятию решений при проведении процедуры. При этом голосование будет происходить по принципу «1 тенге - 1 голос». Такой подход является наиболее справедливым, так как действующий порядок согласования в комитете кредиторов «1 член комитета кредиторов - 1 голос» позволяет мелким кредиторам лоббировать интересы должника или управляющего, при этом ничем не рискуя», - пояснял министр.
При этом несвойственные государству функции будут переданы в компетенцию собрания кредиторов.
Также предусматривается введение механизма погашения требований залогового кредитора путем передачи имущества в натуре.
Султанов также сообщил, что будет обеспечен переход от пассивного внешнего наблюдения к введению фигуры временного управляющего. В его обязанности входит сбор сведений о финансовом состоянии должника, и это позволит суду более обоснованно подходить к вынесению решения о признании должника банкротом.
По словам главы минфина, вознаграждение временного управляющего напрямую будет зависеть от того, как быстро он вернет средства кредиторам, получая оговоренные проценты.
Также сокращаются сроки проведения процедуры банкротства, так как в обязанности временного управляющего входит составление реестра требований кредиторов с момента его назначения.
Предусмотрен механизм предоставления уполномоченному органу в области реабилитации и банкротства и управляющим сведений о банкротах, содержащих банковскую тайну.
Законопроектом вводится возможность привлечения в судебном порядке к субсидиарной ответственности должностных лиц должника за непринятие мер при наступлении признаков неплатежеспособности и непередачу учетной документации.
«Внесение данных норм обусловлено необходимостью сокращения случаев преднамеренного банкротства. Практика показывает, что 90% предприятий-банкротов не имеет имущества. В результате ущемляются права кредиторов на удовлетворение требований», - резюмировал Б.Султанов.
Также на пленарном заседании мажилисмены одобрили изменения и дополнения, внесенные сенатом парламента в проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения».
«В ходе обсуждения законопроекта и подготовки его ко второму чтению с учетом замечаний и предложений депутатов возникла необходимость внесения изменений и дополнений в законопроект», - сообщалось в заключении комитета сената по финансам и бюджету.
Так, внесены изменения в ряд статей Уголовного кодекса. В частности, предусмотрены составы правонарушений, связанных с преднамеренным и ложным банкротством. Составы правонарушений унифицированы по лицам, - в качестве причин банкротства указаны действия учредителя (участника) юридического лица, органов юрлица, а также индивидуального предпринимателя.
Поправками в Налоговый кодекс предлагается дополнительно включить в налогооблагаемый доход страховой (перестраховочной) организации: доход от снижения страховых резервов, созданных по произошедшим, но не заявленным убыткам; доход в виде активов перестрахования, созданных по произошедшим, но не заявленным убыткам.
При этом вносятся изменения, предусматривающие отнесение указанных доходов на вычет при определении налогооблагаемого дохода.
Указанные изменения и дополнения в Налоговый кодекс предусматривают сокращение государственных доходов. Получено заключение правительства РК о поддержке этих изменений и дополнений согласно решению республиканской бюджетной комиссии.