Вопрос о низких рейтингах казахстанских телевизионных каналов, озвученный депутатом парламента Сериком Сейдумановым, получил широкое распространение в СМИ. Деловой портал Kapital.kz приводит мнение компании TNS Central Asia, обвиненной чиновником в непрозрачности.
Для начала напомним ситуацию, 14 ноября текущего года глава государства РК поручил министру культуры и информации усилить работу по улучшению контента казахстанских телеканалов. Но разобраться в ситуации предпочел депутат Парламента Серик Сейдуманов. Он отправил депутатский запрос к Мухтару Кул-Музаммеду и председателю Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурату Оспанову.
По сообщению чиновника, «производство современного и качественного телевизионного контента зависит от финансирования, в том числе и от рекламы. Рекламные же поступления зависят от показателей рейтингов. Единственной компанией, которая занимается подобными замерами в Казахстане, является TNS Central Asia. Согласно информации, размещенной на сайте этой компании, ее учредителями выступают российские исследовательские компании Gallup Media и Gallup AdFact».
Но, по мнению депутата, большинство казахстанских каналов, оплачивая за замеры рейтингов огромные деньги, сегодня сетуют на отсутствие объективной оценки их работы и непрозрачность исследований. Некоторые из них вынуждены отказываться от услуг TNS Central Asiа, хотя понимают, что отсутствием рейтинговых замеров усложняют себе работу по привлечению рекламодателей. К примеру, среди таковых оказался самый современный в пакете казахстанских каналов – «24kz».
Серик Сейдуманов приводит информацию, размещенную на сайте компании, согласно которой замеры производятся в 1500 квартирах методом экстраполяции. Однако депутат также располагает сведениями о том, что измерительных приборов чуть более 300, и почти все они расположены в Южной столице. «Мне, как доктору социологических наук, не понятно, как можно объективно оценивать 17-миллионную казахстанскую аудиторию таким количеством респондентов. Однако абсолютно очевидно, что использовать погрешности при подобных исследованиях в чьих-либо интересах можно с легкостью. Как гражданину, мне не понятно, почему на территории Казахстана столь серьезные функции, влияющие на развитие отечественного телевидения и, следовательно, информационную безопасность суверенного государства, принадлежат структуре, имеющей только иностранных учредителей»,- отметил в своем депутатском запросе чиновник.
Как пояснили корреспонденту делового портала Kapital.kz в компании TNS Central Asia, организация проводит исследование аудитории телевидения РК с 1997 года.
Проект Tv Index содержит информацию об аудитории эфирных телеканалов, вещающих на территории Республики Казахстан. Данные, полученные в ходе исследования, применяются для решения широкого круга задач, стоящих перед телеканалами, рекламными агентствами, рекламодателями и иными представителями медиа-индустрии. Телеканалы на основе данных TV Index имеют возможность анализировать состав своей аудитории, использовать эти данные для программирования эфира, реализовывать продажи рекламных возможностей. Рекламные агентства используют данные для медиапланирования и покупки рекламного времени на телеканалах. Рекламодатели проводят анализ рекламной деятельности конкурентов и оценку эффективности проведенных кампаний.
Как поясняет генеральный директор TNS Gallup Media Asia Татьяна Старцева, в рамках исследования TV Index измеряется просмотр телеканалов населением в возрасте от 6 лет и старше, городов Республики Казахстан численностью более 100 тыс. человек, а также малых городов и сел, с численностью жителей менее 100 000 человек. Исследование TV Index проводится с использованием специальных приборов – портативных пиплметров (PPM), которые выдаются индивидуально всем членам домохозяйств, участвующих в исследовании. Каждому участнику исследования выдается портативный пиплметр, который автоматически с точностью до 15 секунд фиксирует просмотр того или иного из измеряемых телеканалов, при этом производится фиксирование как домашнего, так и внедомашнего просмотра. В дальнейшем, эта информация в автоматическом режиме поступает на сервера обработки данных компании TNS Central Asia, где производится обработка данных.
По словам эксперта, результатом обработки является выгрузка аудиторных данных в специальное программное обеспечение, предназначенное для анализа аудиторных показателей телеканалов, телевизионных передач, рекламных блоков и реклам. Доступ к этим базам данных есть у всех подписчиков проекта TV Index и клиентов компании.
Как отметила эксперт, наряду с российскими компаниями одним из учредителей компании является казахстанская исследовательская компания «Бриф Ресерч Групп». При осуществлении измерения аудитории телевизионных каналов организация руководствуется международными правилами и требованиями, которые существуют в этой области исследований. Одним из таких требований является открытость системы измерений.
По словам Татьяны Старцевой, деятельность компании находится под контролем Объединенного индустриального комитета. «В 2001 году по аналогии с международной практикой в Казахстане было создано некоммерческое объединение юридических лиц «Объединенный индустриальный комитет» (позднее перерегистрирован в «Национальная Медиа Ассоциация»), объединивший основные телеканалы и рекламные агентства. В основные цели данной организации, в том числе входит контроль работы измерителя для получения достоверной информации по замерам аудитории и мониторингу телевизионного эфира», - сообщила директор TNS Gallup Media Asia.