Министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев признал, что проблемы в автодорожной отрасли есть. Это несовершенство законодательства, системы управления, недостаток финансирования, плохое качество ремонта. Если брать всю дорожную сеть, то 33% дорог в Казахстане в неудовлетворительном состоянии. Об этом глава ведомства написал в своем блоге.
«Конечно, хоть мы и говорим об ограниченности финансирования, нужно учитывать, что до 2001 года его практически не было. В 2001 году на выделенные деньги было охвачено ремонтом 2,5 тысячи км, преимущественно это был ямочный ремонт и средний, чтобы хоть как-то продлить жизнь существующей дорожной сети. С 2009 года финансирование увеличилось в разы. В этом году мы смогли охватить ремонтом 5898 км дорог, из них 3485 км республиканской сети. Причем, 2315 - это реконструкция», – отметил Аскар Жумагалиев.
Он также проинформировал, что к 2020 году 78% дорог будут в хорошем и удовлетворительном состоянии, ремонтом будет охвачено более 29 тыс. км. По словам министра, несовершенство законодательства и структуры управления в автодорожной отрасли, пожалуй, одна из основных проблем.
«О ее последствиях, в частности, о подверженности сферы дорожного строительства коррупционным рискам, говорится постоянно. Основная тому причина - сосредоточенность контрольных функций в одном подразделении: комитет автомобильных дорог в единственном лице и заказчик, и контролирующий орган, который принимал работу.
В прошлом году мы приняли решение кардинально изменить эту структуру управления, перераспределив функции», – пишет глава ведомства.
В результате за Комитетом автомобильных дорог оставили функции стратегического планирования, организации надзора и экспертизы качества, нормативного и научного обеспечения. То есть, теперь он планирует - когда какие дороги будут отремонтированы, и проверяет качество строительства. Организацией конкурсов, выбором подрядчика, разработкой проектно-сметной документации занимается АО «Казавтожол», которое при этом не принимает сами дороги. Приемкой выполненных объемов работ занимаются специальные инженерные службы, которые работают на основе международных правил FIDIC. Эти правила уже применили при строительстве международного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
Как сообщалось ранее, президент Нурсултан Назарбаев в ходе расширенного заседания правительства раскритиковал качество дорог.
«При строительстве дорог не применяются новейшие технологии. Недавно я узнал, что в России строится дорога Казань-Москва с использованием нового типа железобетонных изделий. Срок возведения всего 2 года. Стоимость сокращается почти на треть, а у нас дороги, которые только что сделаны, требуют ремонта через год после начала эксплуатации, в том числе здесь, в столице», – сказал он тогда.
Президент был возмущен тем, какое место страна занимает в рейтинге по качеству дорог.
«В результате, в мировом рейтинге по качеству дорог, хотя много строим по 1000-1500 км, мы занимаем 117 место из 144 стран. Вот оценка!», – заявил Нурсултан Назарбаев.