-
Сегодняшнее назначение Кайрата Нематовича на должность главы Нацбанка для одних
стал ожидаемым, для других неожиданным. Каким оно было лично для Вас?
- Ожидаемый приход. Скажем так, многие ожидали смену, но до конца не было понятно кто придет. Были две наиболее реальные кандидатуры, и это в первую очередь министр финансов Болат Жамишев и … Кайрат Келимбетов.
Для банкиров предпочтительнее был в первую очередь господин Жамишев, потому что некогда работал в структуре Нацбанка, возглавлял АФН и не понаслышке знаком с финансовым рынком, имеет связи. С его приходом было примерно понятно, что стоит ожидать. Что касается Кайрата Нематовича, то он в банковском секторе не работал. Наверное, поэтому его назначение в финансовых кругах встретят настороженно.
- Какой, на Ваш взгляд, будет роль господина Келимбетова на новом поприще?
- По сути, он сейчас является главным системотехником финансового сектора Казахстана. За многими последними новациями на финансовом рынке стоял, как поговаривают инсайдеры, именно Кайрат Нематович. Это показывает, каким доверием и авторитетом пользуется его мнение у президента. Косвенным свидетельством этого является непоследовательность, которую можно было наблюдать в устах уже экс-главы Нацбанка Григория Марченко. Это касается и пенсионной реформы, и других инициатив.
- Что можно ожидать от регулятора с новым «кормчим»?
- Не связанный прочными узами с финансовой элитой, можно ожидать, что будет жесткая ломка финансового рынка по лекалам 2008-2009 года. Все это будет связано с поручениями по выходу из капитала национализированных банков, а также улучшения кредитного портфеля всего финансового сектора. Какими будут схемы пока не понятно. Причем как участникам рынка, так и авторам этих схем.
Тут важно подчеркнуть, что в кадровый потенциал Кайрата Келимбетова опирается преимущественно на так называемых «болашаковцев». Это люди, в своем большинстве не имеющие практического опыта работы. Хотя с другой стороны, той финансовой системы, которую в свое время строил Даулет Сембаев, Ораз Жандосов, Григорий Марченко, Анвар Сайденов, Серик Аханов и другие, уже нет. Это наглядно показал кризис, который разрушил миф об устойчивом и прогрессивном финансовом секторе Казахстана.
- Какие задачи будет решать новый глава Нацбанка?
- Те же, что ставились 4 года назад. В первую очередь, забрать банковский сектор у олигархов, утративших политическое доверие. Шире, это звучит как ослабление в целом банковских групп. За счет той же пенсионной системы. На бирже Нацбанк уже взял контрольный пакет, что нонсенс. На очереди страховой рынок. И на этом фоне, Келимбетов выглядит типичным политическим назначенцем.
- Что Вы можете сказать по поводу объединения, присоединения БТА банка к Народному банку?
- Этот процесс сложно сейчас комментировать. Я думаю, поскольку речь идет о двух акционерных обществах, и если рассматривать процесс слияние этих структур, то все должно происходить через биржу и по рыночным ценам.
Лично я сторонник того, чтобы слить все три госбанка в один. Хотя Темирбанк в принципе, здоров. И поделить эту большую структуру на хороший и плохой банк, либо просто обанкротить госбанки.
- Сейчас обострились упреки в адрес Григория Александровича, что, дескать, он наломал много дров с объединением пенсионных фондов и так далее. На Ваш взгляд, насколько они обоснованы?
- Надо смотреть исторически. Его назначение в начале 2009 года было вызвано негативной ситуацией на сырьевых рынках, а также в условиях ухудшения платежного баланса страны. Нужна была помощь и ею стала девальвация. Это первое что надо помнить, говоря о периоде управления Нацбанком господином Марченко.
Второе, он был участником операции по вхождению в капитал частных банков. Он, скорее всего, убеждал руководство, что нужно идти именно этим путем, а не, к примеру, просто обанкротить их. И то, что это все потом пошло не так, также можно ставить ему в вину. Остальные решения, в принципе, шли из Ак-Орды. Я имею в виду ползучий этатизм государства на рынок, вылившийся в обретении контроля над биржой, монополизации на рынке регистрации ценных бумаг и кредитных бюро.
(На вопросы корреспондента делового портала Kapital.kz отвечал финансовый обозреватель Тулеген Аскаров)