Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Государство
  3. Доля автодорог республиканского значения в плохом состоянии увеличилась до 14%

Доля автодорог республиканского значения в плохом состоянии увеличилась до 14%

В Travel & Tourism Development Index Казахстан занимает 90-е место из 119 по качеству дорожной инфраструктуры

Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

За январь–май текущего года объем выполненных строительных работ в секторе автодорог (за исключением надземных), улиц, железнодорожных путей и взлетно-посадочных полос в Казахстане составил 134,7 млрд тенге — на 3,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (139,2 млрд тенге), сообщает Finprom.kz.

В региональном разрезе наибольшие объемы работ пришлись на Актюбинскую (18,8 млрд тенге), Западно-Казахстанскую (11,9 млрд тенге) и Атыраускую (9,9 млрд тенге) области.

Наименьшие показатели были зафиксированы в Северо-Казахстанской, Улытауской и Мангистауской областях.

В целом за 2024 год в стране было введено в эксплуатацию:

• 217 км автомобильных дорог республиканского значения;

• 50 км автомобильных дорог областного значения;

• 24,8 км автомобильных дорог районного значения;

• 38,6 км автомобильных дорог внутрихозяйственного назначения;

• 169 км прочих автомобильных дорог.

Помимо этого, было построено 40 погонных метров мостов и надземных автомагистралей, а также 98,1 метра надземных пешеходных переходов.

Состояние дорог в Казахстане только ухудшается. По последним имеющимся данным за 2023 год, представленным в годовом отчете АО «НК «ҚазАвтоЖол», доля дорог республиканского значения, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, составила почти 14%, увеличившись за год на 4,9 п. п. (в 2022 году доля таких дорог составляла 9%). Хуже всего дела обстояли в Улытауской (доля таких дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии, превысила 35%), Абайской (30,2%) и Восточно-Казахстанской (26,9%) областях. Более детальная информация представлена в инфографике ниже.

В стране не выполняются планы и поставленные задачи. Так, к примеру, по планам в 2023 году доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии должна была составлять 94%, однако по факту она оказалась существенно меньше: всего 72%.

В целом в рамках национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны» в 2023 году планировался капитальный и средний ремонт автодорог республиканского значения протяженностью 1934 км. При этом по факту было отремонтировано всего 1204,4 км таких автодорог — на 37,7% меньше запланированного показателя. Как отмечается в отчете, основными причинами недостижения целевых индикаторов стали нехватка финансирования на проведение ремонтных работ (реконструкции, капитального, среднего ремонта) и несоблюдение межремонтных сроков.

Рассмотрим более детально. Согласно отчету, Комитетом автомобильных дорог Министерства транспорта РК на 2023 год были выделены средства в размере 150 млрд тенге, в том числе на содержание и текущий ремонт автодорог — 40,2 млрд тенге. То есть на капитальный и средний ремонт осталось всего 109,8 млрд тенге. В итоге в рамках выделенных средств было невозможно достичь показателя в 1934 км, предусмотренного национальным проектом. При условии применения минимальной стоимости среднего ремонта 1 км автодорог в 80 млн тенге без капитального ремонта необходимо около 154 млрд тенге.

Для приведения 100% автомобильных дорог республиканского значения в надлежащее состояние необходимо ежегодное финансирование ремонтных работ в размере 750–800 млрд тенге, что в среднем превышает действующее финансирование в четыре раза.

Дополнительно о плохом качестве казахстанских дорог свидетельствуют и международные данные. Согласно отчету экспертов Всемирного экономического форума (Travel & Tourism Development Index), в 2024 году Казахстан занял 90-е место из 119 по качеству дорожной инфраструктуры с индексом 3,5.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram