USD
485.04₸
-2.200
EUR
525.98₸
-3.360
RUB
5.04₸
+0.020
BRENT
73.12$
BTC
68091.60$
-120.200

Кампания против мошенничества стартовала в Казахстане

Акция «Stop-мошенничество» проводится 18 и 19 октября

Share
Share
Share
Tweet
Share
Кампания против мошенничества стартовала в Казахстане- Kapital.kz

18-19 октября 2024 года по всей стране проходит информационная акция «Stop-мошенничество», которая проводится Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Министерством внутренних дел РК и другими заинтересованными госорганами, а также финансовыми организациями.

Центр деловой информации Kapital.kz обратился к директору департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР Александру Терентьеву, чтобы узнать об основных мошеннических схемах, распространенных сегодня в Казахстане, а также о правилах безопасности, которые необходимо соблюдать для защиты своих денег онлайн и офлайн.

Каждый день мошенники придумывают новые способы обмана, используя современные цифровые технологии и элементы социальной инженерии. Рассмотрим основные из них.

Интернет-площадки и фишинг

Распространенная мошенническая схема связана с торговыми интернет-площадками, где, как правило, никто не контролирует взаимоотношения продавца и покупателя. Здесь злоумышленники часто работают «под прикрытием». Они уверяют клиента, что хотят приобрести товар, но находятся в другом городе или даже стране и выражают готовность внести предоплату, но для этого нужны, конечно же, реквизиты платежной карты и код из СМС-сообщения, отправленный на номер клиента якобы для активации перевода денег. Схема аналогична первой, как и результат: лжепокупатели выводят все деньги со счетов и исчезают. Кстати, никогда не отправляйте предоплату, не проверив продавца и товар.

Интернет-преступники могут опустошить ваш счет за считаные секунды, особенно если вы попадетесь «в капкан» фишингового сайта. Это еще одна из разновидностей мошенничества, когда злоумышленники создают клон популярного интернет-магазина, сайта банка либо социальной сети с целью получения реквизитов платежных карт, так называемый фишинговый сайт. И распространяют ссылки на него через имеющуюся базу почтовых адресов, в числе которых может оказаться и ваш адрес, либо через СМС-рассылку.

Телефонные звонки

В Сети много историй, как мошенники звонят казахстанцам на мобильный телефон и представляются сотрудниками банков, КНБ, ювенальной полиции, коммунальных служб, скорой помощи, а также налоговиками, курьерами и т.д. При этом они грамотно и уверенно изъясняются, используя специальную терминологию, а также применяют технологию подмены любого телефонного номера. 

К примеру, мошенники заявляют, что по платежной карте обнаружены подозрительные операции, и чтобы их «заблокировать», необходимо вбить в систему данные владельца карты: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Либо же перевести деньги на «безопасные счета».  Когда клиент указывает реквизиты, звонящий просит продиктовать код из СМС-сообщения, отправленного на номер клиента, или набрать его в тоновом режиме на телефоне якобы для блокирования перевода денег. 

Еще одна нестандартная схема мошенничества связана с доставкой цветов и различных товаров. Злоумышленники обзванивают граждан и сообщают, что на них оформлена доставка букета или посылки, и, чтобы получить их, надо продиктовать СМС-код, направленный на их мобильный телефон. После получения кода мошенники, как правило, меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Что делать?

Чтобы не попасть на уловки мошенников, запомните несколько правил:

- нигде не указывайте свои персональные данные, особенно полные реквизиты карты, включая срок ее действия, кодовое слово, трехзначный код на обороте, а также код из СМС и push-уведомлений, не сообщайте их незнакомцам;

- обращайте внимание на оформление сайта; проверяйте правильность ссылки в адресной строке;

- пользуйтесь защищенным соединением https;

- фильтруйте подозрительные письма, не переходите по сомнительным ссылкам и не скачивайте приложения по инструкции незнакомцев;

- игнорируйте открытые точки доступа Wi-Fi для входа в банковские аккаунты;

 - чаще меняйте пароли, придумывая более сложные комбинации. Не забывайте обновлять антивирусную программу, которая, в случае мошеннических атак на ваш гаджет, будет успешно их блокировать;

- регулярно делайте резервные копии важных файлов на внешнем USB-носителе. Такая опция для этого и придумана, чтобы сохранять конфигурацию настроек, все приложения и личную информацию. Данная функция поможет восстановить данные с утерянного устройства и перенести их на новое, в случае утери или поломки гаджета.

Если мошенник владеет достаточной информацией о вас, он может от вашего имени покупать товары и услуги, открывать новые счета, переводить деньги или подавать заявки на получение кредитов. Установите услугу «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов». Сделать это может сам заемщик на портале eGov.kz и мобильном приложении е-GOV mobile. С 1 сентября 2024 года введены в действие законодательные поправки по обязанности банков и МФО списывать задолженность по кредиту в случае его выдачи при наличии информации в кредитной истории заемщика о добровольном отказе от кредитов. То есть, если гражданин установил добровольный отказ от получения кредита, но в этот период на него незаконно был оформлен кредит, то кредитор – банк или МФО обязаны будут списать задолженность по кредиту и микрозайму.

Если вы столкнулись с мошенниками, обязательно сообщите об этом в правоохранительные органы, позвоните в свой банк и заблокируйте карту и счета. Будьте бдительны!

Кампания против мошенничества стартовала в Казахстане 3436544 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.