9 августа 2024 года в столице состоялась VI Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Треть рабочих мероприятий должна была пройти в рамках формата «Центральная Азия плюс». За последние два года в этом формате было проведено девять саммитов и встреч на высшем уровне с участием лидеров ведущих государств мира. Год назад наконец и Япония выразила интерес к этому формату, поэтому встреча «ЦА+Япония» была запланирована заранее.
Однако вмешались непредвиденные обстоятельства: в связи с произошедшим на юго-западе Японии землетрясением магнитудой 7,1 и рисками повторения катаклизма стало известно, что премьер-министр Японии отменил поездку в Астану.
Для Японии Центральная Азия уже давно видится перспективным регионом для инвестиций и долгосрочного сотрудничества, в частности, в вопросах технологии декарбонизации, логистики и развития человеческих ресурсов. Кроме того, Япония видит в сотрудничестве с Центральной Азией способ укрепить свои позиции на фоне конкуренции с Китаем и Россией, а также расширить экономические и политические связи в этом важном с точки зрения геополитики регионе.
Так что, несмотря на вынужденный перенос визита, сомневаться в том, что уже в скором времени станет известна новая дата визита не приходится, при этом президент Касым-Жомарт Токаев провел телефонный разговор с премьер-министром Фумио Кишидой и выразил слова поддержки японскому народу.
И все же, несмотря на отсутствие полноценного диалога с японской стороной, сама Консультативная встреча лидеров стран Центральной Азии, проходившая под председательством президента Казахстана, была крайне продуктивной.
В целом стоит понимать, что такие встречи во многом способствуют созданию новых взаимосвязей и способов кооперации между странами региона. Даже с учетом многолетних усилий по экономической интеграции региона, в вопросах взаимодействия центральноазиатских стран остаются проблемы, в особенности по части экономического взаимодействия. Сильная внутрирегиональная конкуренция, различие в привлекательности рынков разных стран для инвестиций и фокус на национальных экономических программах мешают усилению интеграционных процессов. Демографический рост и сложные водно-энергетические проблемы усугубляют ситуацию, создавая постоянные кризисы в энергетике и водоснабжении. Неразвитость интеграционных механизмов усложняет выработку совместных стратегий, поскольку краткосрочные интересы отдельных государств перевешивают стремление к устойчивости региона.
Поэтому неслучайно на встрече глав государств ЦА особое внимание было уделено вопросам экономического сотрудничества, транспортной инфраструктуры, водно-энергетической безопасности и сельского хозяйства. Пожалуй, наиболее важным итогом встречи стало принятие Концепции развития региональной кооперации «Центральная Азия-2040», что, безусловно, свидетельствует о стремлении стран региона к долгосрочному взаимодействию, но куда важнее, что данная концепция институционализирует экономическое пространство региона в нечто более цельное.
Саммит также продемонстрировал готовность стран углублять сотрудничество в различных сферах, таких как промышленная кооперация, энергетика и образование. Помимо концепции «Центральная Азия-2040» был подписан еще ряд ключевых документов, включая Совместное заявление лидеров региона, Дорожную карту по развитию регионального сотрудничества и План действий по промышленной кооперации на 2025–2027 годы.
Кроме того, были заключены Меморандум о взаимопонимании по развитию транспортно-логистических центров и коммюнике по итогам встреч министров энергетики и транспорта Центральной Азии. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев был удостоен Почетного знака глав государств Центральной Азии.
Нельзя не отметить и визит лидера Азербайджана Ильхама Алиева в рамках проходившей встречи. В контексте регионального развития энергетики и транспорта роль Азербайджана велика. К тому же в последние годы заметно возрастает сотрудничество Казахстана с Азербайджаном по вопросам безопасности. Возможно, уже второе участие Азербайджана на встречах лидеров ЦА поспособствует созданию полноценного формата «Центральная Азия+Азербайджан» в будущем.
Отдельного внимания заслуживает и программная статья Касым-Жомарта Токаева, опубликованная в газете «Казахстанская правда» накануне мероприятий. Материал под символичным названием «Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию» вышел 8 августа.
В статье президент Казахстана очерчивает свое стратегическое видение будущего региона, опираясь на историческое и культурное единство стран Центральной Азии. Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность усиления региональной интеграции через расширение экономического, политического и культурного сотрудничества. Президент указывает, что совокупный ВВП стран региона составляет около 450 млрд долларов, а население превышает 80 млн человек, что, безусловно, создает значительный потенциал для экономического роста и привлечения инвестиций.
По мнению Касым-Жомарта Токаева, существует необходимость формирования единой системы безопасности, особенно в условиях глобальной геополитической нестабильности. Поэтому была предложна разработка Каталога рисков безопасности и мер их предупреждения.
Президент также выделил стратегическую роль транспортно-логистической инфраструктуры, приводя в пример развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (Средний коридор), объемы перевозок по которому могут увеличиться в пять раз в среднесрочной перспективе. Развитие морских портов Актау и Курык в Казахстане, которые обслуживают возрастающие объемы грузов из Китая и стран Центральной Азии в Европу, также рассматривается как ключевой элемент роста.
По мнению Касым-Жомарта Токаева, необходима диверсификация экономик стран региона и переход от ресурсной зависимости к развитию креативных и технологических индустрий. Например, Казахстан планирует увеличить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 15% к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Эти меры призваны не только улучшить экологическую ситуацию, но и повысить энергетическую безопасность региона.
В целом посыл статьи указывает на стремление Касым-Жомарта Токаева позиционировать Центральную Азию как самостоятельного и влиятельного актора в международных отношениях. А также предложить новые форматы взаимодействия. В этом контексте статья, на мой взгляд, служит концептуальной основой для дальнейшего углубления интеграционных процессов и достижения общих целей на ближайшие десятилетия. И как показала минувшая встреча глав государств региона, программный материал все-таки нашел серьезный отклик со стороны остальных лидеров.
Автор: Ильяс Бактыгалиев