USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96900.40$
-179.100

Работой каких госорганов казахстанцы недовольны больше всего

Самый низкий уровень удовлетворенности населения — в социально чувствительных сферах

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

В Казахстане растет общий уровень удовлетворенности населения качеством оказания госуслуг. По итогам прошлого года этот показатель составил 81,3%. И если за год он вырос незначительно — всего на 0,1 процентного пункта, то в динамике за несколько лет рост куда более заметный — почти на 9 пунктов. Эти данные опубликованы Республиканским общественным объединением «Жаңа шабыт» (РОО) на основе результатов общественного мониторинга качества госуслуг за 2023 год, передает Finprom.kz.

По мнению авторов отчета, сделанного по госсоциальному заказу, положительная динамика уровня удовлетворенности госуслугами связана с проактивным развитием процессов автоматизации, продвижением принципа «одного окна» и переводом оказания государственных услуг в электронный формат.

Согласно методологии, около 10 тыс. казахстанцев, принявших участие в опросах, ставили общую оценку госорганам по пятибалльной шкале и оценивали степень удовлетворенности той или иной услугой в процентах. В целом средний балл у всех 32 центральных госорганов в прошлом году был выше 4. В рейтинге центральных государственных органов самый низкий показатель удовлетворенности казахстанцев продемонстрировало министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Оказалось, что получатели услуг в Минцифры довольны качеством только на 58,7%. В сравнении с 2022 годом степень удовлетворенности упала сразу на 34,2 п. п. На втором месте среди аутсайдеров — Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПиР). Для этого госоргана степень удовлетворенности в 67,2% — даже достижение. Годом ранее казахстанцы оценивали качество услуг АСПиР еще хуже — на 53,5%. В пятерку госведомств, работой которых респонденты оказались недовольны больше всего, попали также МВД (70,4%) и госкорпорация «Правительство для граждан» (73,1%).

Лидером рейтинга стал Комитет национальной безопасности, которому казахстанцы поставили оценку 4,93 балла. Впрочем, в общественный мониторинг вошла только одна услуга КНБ — выдача пропуска на въезд и пребывание в пограничной зоне. Скоростью и качеством оказания услуги опрошенные были довольны на 94,4%. Также в списке госорганов, работой которых респонденты были удовлетворены более чем на 91%, оказались Агентство по делам госслужбы, Нацбанк и министерство промышленности и строительства.

Работой каких госорганов казахстанцы недовольны больше всего   3123744 - Kapital.kz

Что касается местных исполнительных органов, здесь степень удовлетворённости населения в прошлом году не достигала даже 90%. Средний показатель по стране — 80,1%, а средний балл — 4,7. Максимально высокая цифра — 86,5% — у акимата Актюбинской области, хотя общая оценка работы этого ведомства была не лучшей (4,67 из 5 возможных баллов). В лидерах также оказались Восточно-Казахстанская (84,5%), Костанайская (83,7%) и Северо-Казахстанская (82,3%) области.

Примечательно, что, несмотря на более активную цифровизацию и общее экономическое развитие, все три мегаполиса оказались в числе аутсайдеров по этому показателю. Уровень удовлетворённости в Алматы, Астане и Шымкенте был более чем на несколько процентных пунктов ниже, чем в целом по стране — в пределах 72%.

Эксперты РОО «Жаңа шабыт» отметили, что казахстанцы в целом выше оценивают услуги, полученные в электронном формате, нежели непосредственно в офисах акиматов. Такая тенденция характерна для 17 регионов из 20.

Работой каких госорганов казахстанцы недовольны больше всего   3123748 - Kapital.kz

Из 49 государственных услуг, подлежащих обязательному общественному мониторингу в 2023 году, мы представили данные по 10. Оказалось, что самый низкий уровень удовлетворенности качеством госуслуг — в социально чувствительных сферах. Например, тем как назначается государственное соцпособие по инвалидности, в прошлом году респонденты были удовлетворены только на 62,2%. Низкий балл связан со многими нерешёнными вопросами касательно процесса оформления документов. Специалисты РОО установили их в процессе глубинных интервью с казахстанцами, оформлявшими такие пособия. Люди говорили о том, что в ЦОНах нет условий для казахстанцев с особенными потребностями, и им приходится стоять в общих очередях со всеми, а это дается нелегко. Для получателей услуги в электронном формате главной сложностью является собственно пользование электронно-цифровой подписью. Дело не столько в самой услуге, так как её оформляют быстро. Из-за невысокой цифровой грамотности не все пожилые и имеющие особенные потребности или проблемы со здоровьем люди могут самостоятельно разобраться, как пользоваться ЭЦП и оформлять необходимые заявки.

Судя по результатам общественного мониторинга, чиновникам есть куда стремиться также при установлении правил прикрепления пациентов к амбулаториям. В прошлом году часть респондентов была недовольна тем, как проходил этот процесс. Уровень удовлетворённости — всего 77,5%. В числе аутсайдеров также можно выделить услугу по оформлению документов для перевода детей из одной школы в другую.

Работой каких госорганов казахстанцы недовольны больше всего   3123751 - Kapital.kz

В рамках исследования специалисты РОО также изучили общественное мнение о бюрократии в госорганах. Оказалось, что в большинстве случаев (98,1%) респонденты не сталкивались с бюрократизмом при оформлении документов. По ответам оставшихся 1,9%, которые в своём взаимодействии с чиновниками встречали волокиту и отказы, авторы отчёта составили список самых забюрократизированных процедур. Чаще всего опрошенные называли в числе таких процедур услуги по документированию (34,6%), регистрации и учёту (13,8%), приёму различных документов и заявок (10,6%).

Причины бюрократизма, по мнению опрошенных, связаны с затягиванием сроков исполнения услуги. Об этом сообщили 38,6% респондентов из числа недовольных. Треть заявили, что в процессе сбора документов слишком много звеньев и этапов. Почти четверть отметили, что получали неоднократный отказ в предоставлении услуги.

Работой каких госорганов казахстанцы недовольны больше всего   3123754 - Kapital.kz

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.