USD
488.11₸
-0.150
EUR
530.09₸
-0.450
RUB
5.01₸
-0.020
BRENT
72.94$
BTC
69589.60$
+203.800

За 6 лет профклубам выделили 138 млрд тенге спонсорских средств Самрук-Қазыны

В Антикоре назвали системные коррупционные риски в сфере спорта

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Агентство по противодействию коррупции совместно с министерством туризма и спорта провели внешний анализ финансирования спорта: установлены коррупционные риски, которые способствуют нерациональным тратам и хищению государственных средств, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.

На центральном уровне внешний анализ проводился по работе министерства туризма и спорта, на региональном уровне - в областных управлениях спорта и физической культуры.

«С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в два раза и составил 1,4 трлн тенге. На следующие три года запланировано выделение еще 1,3 трлн тенге. Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей - 4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar», - указали в Антикоре.

Как показал анализ, текущему положению способствует несколько факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:

1) Явный дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта: бюджет спорта высших достижений в девять раз больше (340 млрд тенге), чем на массовый спорт (35 млрд тенге). В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину.

2) Бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами: выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закупку спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенная оплата труда и двойное финансирование.

3) Неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов из средств АО «Самрук-Қазына». Выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в 5-тизвездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения. За шесть лет - 2018-2023 годы - на финансирование четырех профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств «Самрук-Қазыны»: ФК «Астана» - 50,1 млрд тенге, ХК «Барыс» - 48,8 млрд тенге, велокоманда Astana Qazaqstan Team - 31,5 млрд тенге, БК «Астана» - 8 млрд тенге.

4) Неэффективное управление спортивными сооружениями. За последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений.

5) Мнимая реализация государственно-частного партнерства. Под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций.

6) Отсутствие цифровизации спортивных процессов. Разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась. Профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров.

«В результате внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей, и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран - это не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и т.д. Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте», - подчеркнули в Антикоре.

Министерству туризма и спорта предложен комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство.

В числе предлагаемых рекомендаций: установление приоритетов развития спорта; ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов; обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в том числе UEFA и FIFA; централизация финансирования спорта; ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте; исключение оснований для закупки из одного источника при закупке товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований; ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию; создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.