В Казахстане начали разрабатывать систему моделирования паводков и прогноза наполнения водохранилищ - flood.gharysh.kz. Об этом в ответе на запрос депутатов рассказал премьер-министр Олжас Бектенов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Разработаны научно обоснованные алгоритмы расчета и моделирования распространения зарегулированного и нерегулируемого водостока. Также в системе можно визуализировать на карте зоны риска возможных подтоплений, соответствующих прогнозным значениям, предоставляемым компетентными органами. В настоящее время специалистами осуществлены расчеты по моделированию ситуации на реках Нура, Ульба, Жайык и Есиль», - сообщил премьер.
Далее будут проводиться работы по сбору входных данных, таких как цифровая модель рельефа по всей территории Казахстана, батиметрическая съемка наиболее приоритетных рек и водоемов, а также автоматизация процессов сбора гидрометеорологических данных.
«Ведется работа по созданию интерактивной геоинформационной платформы по водным ресурсам hydro.gov.kz. В системе реализована интерактивная карта по водным объектам, объектам водохозяйственного районирования, стационарного гидрометеорологического мониторинга, гидротехническим сооружениям, а также другим объектам водной отрасли с возможностью актуализации данных и внесения изменений в атрибутивные таблицы. В феврале текущего года hydro.gov.kz введена в опытную эксплуатацию. После окончания работ по опытной эксплуатации в третьем квартале планируется введение ее в промышленную эксплуатацию», - пояснил Олжас Бектенов.
Он напомнил, что министерство водных ресурсов и ирригации разработало проекты нового Водного кодекса и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по охране и использованию водных ресурсов». В новой редакции Водного кодекса вопросы безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) выделены в отдельный раздел.
«Так, определена ответственность предприятий по эксплуатации, а также проведению многофакторных обследований, на основании которых в обязательном порядке оформляется декларация безопасности ГТС. Разработка декларации осуществляется собственником ГТС самостоятельно либо сторонней организацией, аттестованной уполномоченным органом на право проведения работ в области безопасности ГТС. При этом разработанная декларация в обязательном порядке проходит соответствующую экспертизу», - пояснил он.
Предусмотрена и разработка Технического регламента безопасности ГТС, где прописаны виды и конструктивные особенности, требования по безопасности, проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции и консервации. В случае обнаружения контролирующим государственным органом фактов неудовлетворительного технического состояния ГТС и непринятия мер по их нормальной эксплуатации, представляющих угрозу жизни и здоровью населения, проживающего в зоне возможного затопления, решением правительства вводится временное государственное управление.
Премьер-министр также сообщил, что в новой редакции Водного кодекса бассейновые инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов наделят надзорными функциями, ужесточается ответственность самих водопользователей за нарушения в водной сфере, регламентируются сроки проведения многофакторного обследования гидротехнических сооружений (ГТС).
«Теперь каждое ГТС должно будет проходить многофакторное обследование каждые пять лет независимо от срока эксплуатации водохозяйственного сооружения. В соответствии с протокольным поручением президента правительство прорабатывает вопрос по созданию в составе министерства по чрезвычайным ситуациям отдельного ведомства с контрольными функциями по вопросам предупреждения природных и техногенных катастроф при эксплуатации ГТС», - написал премьер.
Читайте также
В населенном пункте устранен размыв защитной дамбы