По мнению почти 41% казахстанцев, опрошенных деловым порталом Kapital.kz, для обновления автопарка страны необходимо предоставлять льготные кредиты на покупку казахстанских автомобилей.
Еще 33,8% респондентов считают, что надо популяризировать схему trade-in – обмен старых автомобилей на новые. Около 15% казахстанцев выступили за расширение линейки выпускаемых в стране автомобилей. 10,3% опрошенных для обновления автопарка предлагают разработать программу утилизации автомобилей.
Как сообщалось ранее, в парламенте вопрос обновления автопарка Казахстана поднял депутат мажилиса Турсунбек Омурзаков. Он попросил премьер-министра РК Серика Ахметова принять меры по развитию мощностей для утилизации автомобилей, включить такие проекты в Карту индустриализации, рассмотреть возможность использования иных инструментов стимулирования покупки гражданами новых автомобилей, в том числе льготного автокредитования. По информации депутата, в Казахстане зарегистрировано более 3,6 млн. легковых автомобилей. При этом 2,9 млн., или почти 80% составляют автомобили старше 10 лет. На транспорт по году выпуска не более 7 лет приходится всего 12,8%. Казахстану необходимо утилизировать более 220 тыс. автомобилей в год.
Ассоциация казахстанского автобизнеса считает актуальным предложение депутатов Мажилиса Парламента РК разработать государственную программу по утилизации старых автомобилей и их обмену на новые.
Создание инфраструктуры утилизации «старых» автомобилей связано с большими финансовыми затратами и Ассоциация казахстанского автобизнеса готова оказать содействие в разработке государственной программы развития автомобильной отрасли. Так, на базе автосборочных предприятий-членов Ассоциации возможно создание пунктов утилизации.
Одним из инструментов обновления автопарка могло бы стать активное внедрение в автосалонах официальных дилеров схемы trade-in. Однако развитию этой системы в Казахстане препятствует действующее налоговое законодательство.
«Сейчас официальные автодилеры должны платить НДС (налог на добавленную стоимость) два раза – первый, когда продают автомобиль клиенту в автосалоне и второй, когда покупают у него обратно и продают повторно по схеме trade-in. Это дополнительные издержки, которые дестимулируют официальных дилеров развивать в своих автосалонах эту систему. Для примера, в России, где дилеры не сталкиваются с проблемой двойного налогообложения при обратной покупке автомобилей у клиента , trade-in получил широкое распространение. Мы не раз поднимали этот вопрос перед правительством, но эта норма о двойном налогообложении еще остается в законе»,– говорит Андрей Лаврентьев, президент АКАБ.
Между тем, банкиры считают, что в текущем году драйверами роста рынка автокредитования будут займы на новые автомобили. Такое мнение в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz озвучил заместитель начальника управления розничного кредитования «БТА Банка» Ольга Шленкина. Представители банка отмечают, что уже наблюдается тенденция замещения старых автомобилей на новые.
«Как следствие, в 2012 году многие банки активизировались в кредитовании покупок новых авто. Например, в 2012 году примерно 90% автокредитов в БТА Банке были выданы на приобретение нового автотранспорта. Отметим, что около половины рынка автокредитования приходится на Алматы, Астану и Атырау. Наблюдается значительное увеличение интереса казахстанцев к новым машинам отечественной сборки. Автопром страны увеличил производство и реализацию машин в 2012 году почти в два раза по сравнению с 2011 годом», – аргументировала свою позицию Ольга Шленкина.
Отметим, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2012 году официальные дилеры продали 86 тыс. 966 автомобилей на общую сумму 2 млрд. долларов. Это абсолютный рекорд для казахстанского авторынка. По информации Ассоциации казахстанского автобизнеса, импорт подержанных автомобилей упал в 75 раз.