На пленарном заседании мажилиса депутат Вера Ким заявила, что принятые в июне 2023 года правила организации закупки лекарственных средств «стали настоящей головной болью для предпринимателей», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Собственное производство лекарств и медицинских изделий — это, без преувеличения, вопрос национальной безопасности. В этом мы отчетливо убедились во время пандемии. Не случайно глава государства поставил перед правительством задачу довести долю отечественных лекарств до 50%. Сегодня она не превышает 15%. При этом профильное министерство вместо помощи препятствует решению данной задачи. Так, головной болью для предпринимателей стали принятые в июне прошлого года правила организации закупки лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов за N110», — сказала Вера Ким, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании мажилиса.
Она подчеркнула, что документ не дает четкого понимания, может ли фармпродукция, закупаемая единым дистрибьютором, частично производиться за рубежом, или должна иметь 100% местную локализацию.
«Это позволяет единому дистрибьютору «СК-Фармация» не допускать к тендеру отечественных производителей с неполным циклом производства в Казахстане. Например, одна из алматинских фармкомпаний производит 13 наименований лекарств, в том числе с европейским компонентом. Однако «СК-Фармация» почему-то закупает аналогичную продукцию у индийского производителя. Закупка одного наименования — это 30 млн тенге», - сообщила Вера Ким.
По принятым правилам, по ее словам, при заключении договора с единым дистрибьютором необходимо предоставить сертификат «СТ-KZ».
«Но сертификат выдается на готовую продукцию. А на стадии заключения договора продукция зачастую еще не произведена. Как тогда быть производителю?! В-третьих, в соответствии с правилами, в случае уменьшения уполномоченным органом предельной цены на лекарства и медизделия, «СК-Фармация» вправе потребовать от производителя, даже после заключения договора, уменьшить цену товара. При несогласии расторгается договор, удерживается банковская гарантия и налагается штраф. Кто при таких подходах будет инвестировать в отрасль?»— недоумевает Вера Ким.
Другим барьером для фармпроизводителей выступает постоянное затягивание профильным министерством согласования перечня по заключению оффтейк-контрактов на медтехнику, а также утверждения предельных цен на новые отечественные медицинские изделия.
«С 2021 года правительством достигнуты договоренности с компанией Samsung Electronics о локализации производства более 30 видов медоборудования. Определен казахстанский бизнес-партнер, инвестировано порядка 22 млн долларов. Однако до сих пор оффтейк-контракт не заключен», - отметила депутат.
По ее информации, за последние годы вообще не подписан ни один новый оффтейк-контракт на закупку медтехники у казахстанских производителей.
«Из-за отсутствия с 2022 года утвержденных цен на произведенные казахстанскими компаниями в рамках предыдущих оффтейк-контрактов медицинские изделия они не могут быть закуплены медорганизациями. Такая бюрократия не просто неэффективна, она преступна. К примеру, из-за отсутствия утвержденных цен жамбылский завод не может реализовать экспресс-тесты ранней диагностики рака. Производственная мощность (предприятия - Ред.) 15 млн изделий в год», - заключила она.
Для снятия неоправданных барьеров в отечественной фармацевтической индустрии депутат считает необходимым:
- в кратчайшие сроки совместно с отраслевым сообществом устранить недоработки в правилах закупки;
- решить вопрос своевременного согласования перечня медицинской техники и утверждения предельных цен на медицинские изделия для заключения и исполнения оффтейк-контрактов с отечественными товаропроизводителями;
- разработать и утвердить ясные целевые индикаторы развития фармацевтической индустрии.
Читайте также
Материалы расследования направили в Агентство по финансовому мониторингу