Иран считает, что два дня переговоров в экономической столице Казахстана – Алматы с крупными державами по его ядерной программе стали «позитивным шагом». Об этом пишет ежедневная экономическая французская газета Les Echos.
В заявлении, опубликованном по истечении двух дней переговоров, Иран подтвердил дату проведения следующей встречи на уровне экспертов в Стамбуле 18 марта. Это техническое совещание будет сопровождаться возобновлением дискуссий в надлежащей форме 5го и 6го апреля в Алматы.
Другое издание The Washington Post отмечает символизм в переговорах с Ираном. Казахстан - место проведения переговоров по иранской ядерной программе между мировыми державами и Тегераном несет в себе символику, на которую западные переговорщики возлагают большие надежды.
В 1990-х годах, Казахстан отказался от огромного ядерного арсенала и теперь хочет извлечь выгоду из своей репутации «нераспространения», предлагая размещение банка ядерного топлива, что устранило бы необходимость для стран, а именно для Ирана, обогащать уран.
Это предложение может быть рассмотрено на переговорах этой недели по спорной ядерной программе Тегерана в экономической столице Казахстана - Алматы между Ираном и шестью мировыми державами - пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия.
Иран настаивает, что не работает по программе создания ядерного оружия, а занимается лишь обогащением урана для создания реакторного топлива, для научных и медицинских целей, как это предусмотрено международным правом.
Готовность Казахстана обойтись без его некогда грозного арсенала в значительной степени родилась из его мрачного наследия в качестве ядерного полигона в советские времена, отмечает The Washington Post. На фоне распада Советского Союза, центрально-азиатская страна неожиданно стала обладателем более тысячи стратегических ядерных боеголовок и 370 ядерных боеголовок крылатых ракет, став первой в мире ядерной державой с преимущественным мусульманским населением.
С 1949 по 1989 год голые равнины Казахстана стали местом для 456 ядерных испытаний, из которых 116 были наземными. С 2009 года Казахстан выдвинулся как потенциальный хозяин банка ядерного топлива для работы под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В марте 2012 года, на страницах Нью Йорк Таймс, Назарбаев призвал Тегеран воздержаться в своей погоне за статус ядерной державы, напоминает издание.