USD
493.85₸
+1.680
EUR
519.04₸
-3.350
RUB
4.97₸
-0.030
BRENT
71.69$
-0.060
BTC
89216.20$
+1476.300

В законопроекте о теплоэнергетике нет мер по исправлению ситуации – сенатор

Необходимо обеспечить максимальную адаптацию документа к текущим вызовам, считает Серик Шайдаров

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Депутат сената Серик Шайдаров считает, что одной из главных проблем в сфере теплоэнергетики являются олигополия и аффилированность предприятий тепло- и электроэнергетики, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Он уточнил, что практически 60% ТЭЦ, это 22 из 37, находятся в частной собственности, многие из которых были приобретены за бесценок во время приватизации в 1990-е годы. 64% генерации электроэнергии в Казахстане формируют всего пять компаний. Это «Самрук-Энерго» (28%), Евразийская группа (17%), Kazakhmys Energy (7%), Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация (6%) и казахстанские коммунальные системы (6%).

«Для решения вышеуказанных проблем правительством разработан проект закона «О теплоэнергетике». Данный документ, несмотря на наличие ряда важных новелл, к сожалению, не включает в себя реальные меры по исправлению сложившегося критического положения. То есть нет четкого законодательного понимания по решению всех актуальных проблем данной сферы», - отметил депутат.

По его словам, министерство энергетики пытается урегулировать ситуацию через разработку акиматами мастер-планов развития теплоэнергетики, повышение тарифов и выделение бюджетных средств. «Поэтому считаем, что нужно обеспечить максимальную адаптацию данного законопроекта к текущим вызовам с учетом необходимости демонополизации экономики страны», - предложил сенатор.

Он подчеркнул, что проблемы в сфере тепло- и электроснабжения приобретают эффект «снежного кома». Сегодня каждое звено этих сфер находится практически в удручающем состоянии.

«Износ основного оборудования электростанций достигает 57%. А в отдельных регионах этот показатель достигает 88% (Уральская, Кентауская ТЭЦ). Износ электрических сетей приводит к тому, что потери электрической энергии при транспортировке в региональных сетях достигают 11%. Отмечается существенный разрыв в уровне износа сетей в разрезе регионов. Например, если данный показатель в Астане составляет 29,5%, то в Улытауской области – 70%, Костанайской области – 85,3%», - уточнил Серик Шайдаров.

Критического уровня достигла ситуация в сфере производства, передачи и снабжения тепловой энергией. Средний износ оборудования ТЭЦ, который увеличивается с каждым годом, достиг 66%. Износ каждой второй теплоэлектроцентрали страны (19 из 37) превышает среднереспубликанский показатель и в отдельных регионах достигает 92%.

«Аналогичная ситуация складывается и в секторе теплоснабжения. В настоящее время замены требуют более трех тысяч километров тепловых сетей, то есть порядка 30% от их общей протяженности (всего – 12 тысяч км). При этом наблюдается тенденция недофинансирования проектов по модернизации тепловых сетей», - напомнил сенатор.

Нарастает проблема и дефицита тепловой энергии. «Во время недавнего совещания по развитию столицы на эту проблему обратил внимание глава государства, отметив, что дефицит тепловой энергии в Астане превышает 300 гигакалорий. Аналогичная проблема характерна и для таких городов, как Жезказган, Семей, Тараз, Павлодар», - подчеркнул депутат.

Он считает, что принятые государственные программы так и не решили основную задачу по достижению полного охвата населения питьевой водой. Сегодня даже городское население не в полной мере обеспечено данной базовой потребностью. Несмотря на то, что доступ к услугам водоснабжения имеют чуть более 98% городского населения страны, в 9 регионах этот показатель ниже среднереспубликанского - Жамбылская, Павлодарская, Акмолинская, ВКО, Жетісу, ЗКО, Костанайская, Астана и Шымкент.

«При этом даже в тех регионах, где уровень обеспеченности достигает 100%, имеются проблемы с качеством и нехваткой питьевой воды. Например, в таких городах, как Актау и Жезказган. Население Актау испытывает проблемы с дефицитом и напором воды. В Жезказгане – низкое качество воды, не произведен полный переход на водоснабжение из подземных источников из-за устаревшей системы очистки воды с Кенгирского водохранилища», - отметил сенатор.

Еще хуже обстоят дела с сельским водоснабжением, в селах десяти регионов -  Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Жамбылская, ЗКО, Карагандинская, Костанайская, СКО, Жетісу и Абай - показатель доступа к питьевой воде ниже среднего уровня по стране.

«Анализ показывает, что проблемы водоснабжения и водоотведения также усугубляет ведомственное разделение в законах единой системы питьевого водоснабжения населенных пунктов на нормы «в населенном пункте» и «за пределами населенного пункта». А это комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений. Поэтому необходимо пересмотреть данные нормы и рассмотреть другие механизмы», - предложил депутат.

Также одной из насущных проблем является отсутствие эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах и изношенность материально-технической базы действующих предприятий. В результате построенные водопроводные сети остаются на балансе аппаратов акимов либо передаются в доверительное управление непрофильным предприятиям или организациям, которые не выполняют свои прямые обязательства.

«Учитывая это, считаем, что следует в кратчайшие сроки определить оптимальный механизм деятельности эксплуатирующих организаций. А именно - путем передачи их в конкурентную среду или же посредством создания при КГП эксплуатирующих групп, укомплектованных за счет средств бюджета. Чтобы узнать ситуацию полностью, необходимо провести инвентаризацию водопроводных сетей в регионах, в особенности в сельских населенных пунктах», - считает сенатор.

В соответствии со статьей 18-1 Закона «О государственном имуществе» аппараты акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа по согласованию с собранием местного сообщества принимают решение о создании, реорганизации, изменении наименования и ликвидации коммунальных юридических лиц местного самоуправления по согласованию с акимом района. Однако на практике антимонопольные органы не позволяют реализовывать данную норму, сказал депутат.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.