Депутат мажилиса Динара Закиева предлагает привлекать участковых полицейских к заполнению электронной социальной карты, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Это мнение она высказала сегодня в ходе расширенной коллегии министерства труда и социальной защиты населения.
Как сообщила в ходе коллегии глава Минтруда Тамара Дуйсенова, первым стратегическим направлением министерства является углубление цифровизации. Она должна обеспечить переход от заявительной формы оказания социальных услуг – к выявительной и проактивному формату их предоставления. Конечным результатом реализации направления в 2023 году станет доведение доли проактивных услуг до 60% от их общего количества.
Базовым цифровым продуктом, обеспечивающим реализацию этой задачи, станет Цифровая карта семьи. Она формируется на базе информационных систем госорганов и предоставляет персонифицированную по госгарантиям базу данных казахстанских семей.
«Оценка социального благополучия семей с использованием модели Алькире-Фостера, рекомендованной ПРООН, позволила определить статус более 6 млн семей и их потребность в тех или иных видах господдержки. Соответственно, госорганы и акимы на местах могут не только четко определить, кому, когда, какую помощь необходимо оказать, но и имеют возможность принять меры по предупреждению социальных рисков», – сообщила министр.
По ее словам, сегодня карта доступна всем регионам в пределах данных, касающихся их территорий. Работники центров занятости, социальной службы всех регионов обучены работе в ней.
Однако народные избранники с этим не согласны. По словам депутата мажилиса Динары Закиевой, министерство труда не располагает полными данными о семьях, которые нуждаются в господдержке. За три года партией Amanat выявлено 65 тыс. семей, которые не числились в государственных базах данных.
«Мы считаем, что необходимо интегрировать работу с МВД, а именно – привлекать участковых полицейских к заполнению электронной карты. В ней отсутствовали данные людей, у которых нет ИИН. А их, к сожалению, на сегодняшний день много. По 27, 15, 10 лет люди живут без ИИН и соответственно отрезаны от всех государственных услуг», - отметила депутат.
Кроме того, дети, числящиеся в электронной социальной карте, проживают с родителями, а де-факто находятся в детском доме, или дети долгое время проживают с родственниками, но в карте числится, что они проживают с мамой, которая получает пособие по многодетности.
«Согласно социальной карте, половина из 6,7 млн семей нуждаются в помощи. Это семьи, проживающие в экстремальной сложной ситуации, кризисной. И у нас в законодательстве отсутствует закрепление и определение госоргана, который должен контролировать и координировать обеспечение всеми госуслугами для их выхода из сложившейся жизненной ситуации. Комитет по делам молодежи и семьи находится в министерстве информации и общественного развития, но из практики у этого министерства в регионах нет управлений. Соответственно, нет рук. Каждое управление выполняет только те узкие функции, которые за ними закреплены», - считает мажилисмен.
Постоянное усиление межведомственной координации не дает результатов.
«Поэтому каждый год мы являемся свидетелями резонансных случаев: детей-маугли, которые проживают в ужасных условиях. В этой связи мы считаем, что вопросы семьи необходимо перевести из комитета по делам семьи МИОР в Минтруда, а самое главное – нужно на местах за управлениями социальной защиты закрепить функцию по организации помощи по выходу семей из трудной жизненной ситуации», - предложила Динара Закиева.
В связи с этим многие госуслуги и программы не доходят до семей.
«Элементарно, сколько семей было выявлено и продокументировано за три года в рамках работы партии. Среди них во всех областях, начиная от столицы до Атырауской области, выявлены дети. В Костанае при пожаре в эвакуационных пунктах мы встретили детей 13, 15, 17 лет, которые никогда не ходили в школу, не умеют читать. Это все – отсутствие системной работы с семьей», - отметила депутат.
Сейчас в регионах открываются центры поддержки семьи, и в основном они открываются в сфере управления социальной защиты.
«Некоторые регионы абсолютно игнорируют эти направления. Может быть, это связано с бюджетом, хотя при желании всегда бюджет находится. Например, в Туркестанской области проживает более 2 млн человек. На всю область приходится всего 3 центра, и все они находятся в городе Туркестане. И если маме, женщине с детьми нужна помощь, то получается, из аула, из районного центра ей придется ехать 6-8 часов до города Туркестана. Открытие этих центров поддержки семьи было поручением президента. Так, чтобы в каждом районе был такой центр. Поэтому хотелось бы внимание регионов обратить на этот вопрос», - резюмировала мажилисмен.