В расследовании авиапроисшествий МИИР есть конфликт интересов - Талгат Мусабаев

Функцию необходимо передать МЧС, считает сенатор

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Владимир Третьяков

Фото: Владимир Третьяков

Проблему может решить передача этих функций Международному авиационному комитету стран СНГ (МАК СНГ), но они пока не создали представительства в Казахстане, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Сегодня в ходе обсуждений законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта и недропользования» депутат сената Талгат Мусабаев выразил мнение, что функцию по расследованию авиационных происшествий необходимо передать министерству по чрезвычайным ситуациям.

«Несмотря на доказанную и поддержанную сенатом парламента позицию о необходимости передачи государственных функций по расследованию авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации в ведение министерства по чрезвычайным ситуациям, что соответствует стандартам и рекомендуемой практике Международной организации по гражданской авиации (ИКАО) и является одной из важных составляющих частей безопасности полетов – этот вопрос так и остался без внимания со стороны правительства», - отметил сенатор.

На сегодня этот вопрос возложен на МИИР РК, в частности на управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ). Однако в ведении этого же министерства работают Комитет гражданской авиации и АО «Авиационная администрация Казахстана», осуществляющие сертификацию, контроль и надзор над безопасностью полетов в гражданской авиации.

«То есть один и тот же госорган сам сертифицирует, контролирует и надзирает и сам же себя расследует. И здесь правительство не видит конфликта интересов. Чем это чревато? Первое. Это прямо противоречит стандартам и рекомендуемой практике ИКАО. Об этом я не раз говорил и направлял депутатские запросы в адрес правительства. Второе. Касаемо деятельности МИИР: помимо возникновения прямого конфликта интересов, страдает независимость, объективность, беспристрастность и полнота расследований авиационных происшествий и инцидентов. Примеров много», - уточнил Талгат Мусабаев.

Он напомнил о своем предложении в рамках законопроекта передать функции расследования авиационных происшествий в МЧС, либо в Международный авиационный комитет стран СНГ (МАК СНГ), имеющий в своем составе авторитетных специалистов и экспертов в данной области (как это сделано в некоторых странах-членах ОДКБ).

«Хочу отметить, что свое замечание я снял не потому, что правительство подготовило отрицательное заключение, а потому что твердо убежден, что ему необходимо тщательно проработать этот вопрос и вернуться к нему в самое ближайшее время, так как на сегодня узковедомственные интересы взяли верх над здравой логикой и соответствием стандартам и рекомендуемой практике ИКАО, членом которой является Республика Казахстан, и следование которым красной нитью закреплено в Законе РК от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», - подчеркнул сенатор.

Глава МИИР Каирбек Ускенбаев прокомментировал этот вопрос.

«Я согласен с позицией сенатора и его озабоченностью. Но в действительности передача в МЧС тоже не решает эту проблему. Потому что МЧС является участником авиадвижения. У него есть «Казавиаспас», у них есть летательные аппараты, самолеты и вертолеты. И он сам является иногда участником инцидентов, которые расследует это управление», - отметил министр.

Каирбек Ускенбаев подчеркнул, что в МИИР это управление не подчиняется ни вице-министру, курирующему его, ни председателю комитета, ни авиационной администрации, а напрямую только министру, и никто не имеет права отдавать указания данному управлению.

«Это специально было в рамках требований ИКАО сделано. Другой вопрос – заслуживает рассмотрения передача расследования в МАК. Это международная организация, которая непосредственно имеет специалистов высочайшего класса, она член ИКАО и имеет более чем достаточную компетенцию. Но она находится в Азербайджане. Мы с руководителем МАК разговаривали. Они планируют открыть филиал для всего нашего региона – Казахстана и приближенных регионов. Тогда уже можно рассмотреть этот вопрос», - уточнил министр индустрии.

По его мнению, в случае передачи функций по расследованию авиационных происшествий данной международной организации конфликта интересов не будет.

«Сейчас, например, большие неудобства создаются, потому что даже если самолет неправильно съехал с дорожки – это у нас считается инцидентом, мы проверяем. Или если столкнулись с птицей. Это, представляете, мы всех специалистов должны постоянно командировать туда-сюда. Поэтому на данном этапе мы такое решение приняли – оставить. А на втором этапе: если организация появится в Казахстане, то можно рассматривать», - резюмировал он.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.