Проблему может решить передача этих функций Международному авиационному комитету стран СНГ (МАК СНГ), но они пока не создали представительства в Казахстане, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Сегодня в ходе обсуждений законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта и недропользования» депутат сената Талгат Мусабаев выразил мнение, что функцию по расследованию авиационных происшествий необходимо передать министерству по чрезвычайным ситуациям.
«Несмотря на доказанную и поддержанную сенатом парламента позицию о необходимости передачи государственных функций по расследованию авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации в ведение министерства по чрезвычайным ситуациям, что соответствует стандартам и рекомендуемой практике Международной организации по гражданской авиации (ИКАО) и является одной из важных составляющих частей безопасности полетов – этот вопрос так и остался без внимания со стороны правительства», - отметил сенатор.
На сегодня этот вопрос возложен на МИИР РК, в частности на управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ). Однако в ведении этого же министерства работают Комитет гражданской авиации и АО «Авиационная администрация Казахстана», осуществляющие сертификацию, контроль и надзор над безопасностью полетов в гражданской авиации.
«То есть один и тот же госорган сам сертифицирует, контролирует и надзирает и сам же себя расследует. И здесь правительство не видит конфликта интересов. Чем это чревато? Первое. Это прямо противоречит стандартам и рекомендуемой практике ИКАО. Об этом я не раз говорил и направлял депутатские запросы в адрес правительства. Второе. Касаемо деятельности МИИР: помимо возникновения прямого конфликта интересов, страдает независимость, объективность, беспристрастность и полнота расследований авиационных происшествий и инцидентов. Примеров много», - уточнил Талгат Мусабаев.
Он напомнил о своем предложении в рамках законопроекта передать функции расследования авиационных происшествий в МЧС, либо в Международный авиационный комитет стран СНГ (МАК СНГ), имеющий в своем составе авторитетных специалистов и экспертов в данной области (как это сделано в некоторых странах-членах ОДКБ).
«Хочу отметить, что свое замечание я снял не потому, что правительство подготовило отрицательное заключение, а потому что твердо убежден, что ему необходимо тщательно проработать этот вопрос и вернуться к нему в самое ближайшее время, так как на сегодня узковедомственные интересы взяли верх над здравой логикой и соответствием стандартам и рекомендуемой практике ИКАО, членом которой является Республика Казахстан, и следование которым красной нитью закреплено в Законе РК от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», - подчеркнул сенатор.
Глава МИИР Каирбек Ускенбаев прокомментировал этот вопрос.
«Я согласен с позицией сенатора и его озабоченностью. Но в действительности передача в МЧС тоже не решает эту проблему. Потому что МЧС является участником авиадвижения. У него есть «Казавиаспас», у них есть летательные аппараты, самолеты и вертолеты. И он сам является иногда участником инцидентов, которые расследует это управление», - отметил министр.
Каирбек Ускенбаев подчеркнул, что в МИИР это управление не подчиняется ни вице-министру, курирующему его, ни председателю комитета, ни авиационной администрации, а напрямую только министру, и никто не имеет права отдавать указания данному управлению.
«Это специально было в рамках требований ИКАО сделано. Другой вопрос – заслуживает рассмотрения передача расследования в МАК. Это международная организация, которая непосредственно имеет специалистов высочайшего класса, она член ИКАО и имеет более чем достаточную компетенцию. Но она находится в Азербайджане. Мы с руководителем МАК разговаривали. Они планируют открыть филиал для всего нашего региона – Казахстана и приближенных регионов. Тогда уже можно рассмотреть этот вопрос», - уточнил министр индустрии.
По его мнению, в случае передачи функций по расследованию авиационных происшествий данной международной организации конфликта интересов не будет.
«Сейчас, например, большие неудобства создаются, потому что даже если самолет неправильно съехал с дорожки – это у нас считается инцидентом, мы проверяем. Или если столкнулись с птицей. Это, представляете, мы всех специалистов должны постоянно командировать туда-сюда. Поэтому на данном этапе мы такое решение приняли – оставить. А на втором этапе: если организация появится в Казахстане, то можно рассматривать», - резюмировал он.
Читайте также
Документ направлен на сотрудничество в области обеспечения безопасности полетов