Рост тарифов в ЖКХ происходит все чаще, все более выходит за коридор допустимой инфляции и сам становится основным мультипликатором роста цен в экономике. Об этом на заседании Клуба Института политических решений рассказал Петр Своик, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
Так, по данным отчета Нацбанка при общем уровне инфляции за 2012 год 6,0%, платные услуги выросли на 9,3%, в том числе горячая вода на 10,8%, электроэнергия на 10,1% , услуги ЖКХ на 8,2%. 2013 год тоже начался с объявлений о росте тарифов, практически по всем регионам и сферам услуг.
«Главный вставший перед электроэнергетикой, системами тепло- и водоснабжения вызов – увеличение мощностей. На него Правительство пытается отвечать введением инвестиционных (они же – долгосрочные, они же предельные, расчетные и индивидуальные) тарифов.
Инвестиционный тариф утверждается с надбавкой, рассчитанной на предполагаемые вложения во ввод новых мощностей, на весь срок их строительства и окупаемости. Расчет сделан и на то, что такая долгосрочная надбавка привлечет в отрасль и дополнительных инвесторов», - подчеркивает эксперт.
По отчету АРЕМ, с 2009 года было утверждено свыше 600 инвестиционных программ, количество СЕМ, работающих по предельным тарифам достигло 59, заложенная в тариф «инвестиционная добавка» по плану составила 407,5 млрд. тенге, фактически же 507,3 миллиарда, или 3,4 миллиарда долларов.
«При современных стоимостях строительства на такие деньги можно было бы ввести первую очередь долгожданной Балхашской ТЭС мощностью 1320 МВт, возвести с нуля мощности теплоснабжения, водопровода и канализации среднего областного центра.
Не пора ли АРЕМ отчитаться: какие реально новые мощности введены за четыре года после ввода инвестиционных тарифов?», - спрашивает Петр Своик.
Третий не лишний
По мнению эксперта, назрел переход к назначению тарифа по результатам фактической деятельности субъектов естественных монополий (СЕМ). Частью такого перехода является и основательная корректировка собственно тарифной методологии.
«Тариф предлагается разбить на две части – абонентскую, определяемую подключенной (договорной) нагрузкой, и текущую, определяемую объемом потребления. Закладываемую в тариф безадресную «прибыль» - исключить, все строчки тарифной сметы должны иметь конкретное предназначение», - говорит спикер.
По его мнению, взамен «прибыли» предусмотреть стимулирование руководства СЕМ и персонала, связанное с не превышением допустимой аварийности, соблюдением или улучшением закладываемых в тарифную смету технико-технологических и финансово-экономических нормативов.
В тариф для уже подключенных потребителей необходимо закладывать только затраты, связанные с эксплуатационной деятельностью СЕМ, реновацией и модернизацией имеющихся мощностей, без их прироста, отмечает Петр Своик.
«Тариф, содержащий инвестиционную надбавку применять только к вновь подключенным или желающим увеличить нагрузку потребителям, а также к потребителям, добровольно выразившим инвестиционные намерения», - считает он.
По словам Петра Своика, во всех случаях применение инвестиционного тарифа должно быть связано с заранее установленными выгодами потребителя-инвестора: участие в расширяемых активах, последующие тарифные скидки или иные преференции.
Исчерпанность «линейного» взаимодействия «СЕМ – Регулятор» требует включения в тарифный процесс Организованного Потребителя, как полноправной третьей стороны, без участия которой деятельность СЕМ и АРЕМ попросту невозможна, подчеркнул эксперт.