Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек представил на заседании правительства проект Концепции развития образования на 2022-2026 годы, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Концепция охватывает семь основных направлений развития системы высшего образования. Первое направление - расширение доступа к высшему и послевузовскому образованию.
«Продолжится работа по усовершенствованию ЕНТ как инструмента отбора для обучения в вузах страны с учетом уровня образовательных достижений и социальной категории. Будет пересмотрена стоимость грантов с введением в систему образовательных грантов дифференциации (от 30 до 100%). Планируется предоставление возможности получения долгосрочных льготных кредитов на оплату за обучение под 2-3% годовых. Продолжим работу по выделению грантов для поступающих из густонаселенных и вновь созданных регионов», - рассказал министр.
Будет совершенствован механизм государственно-частного партнерства с вузами и строительными компаниями для решения проблемы обеспечения студентов общежитиями.
Второе направление - это переход к опережающей модели подготовки кадров. Здесь ключевая задача - обеспечение эффективной состыковки спроса на новые профессии и подготовки кадров в разрезе регионов и отраслей на основе форсайт-прогнозирования.
«Для этого будут консолидированы усилия государства, бизнеса и университетов. Имеется хороший опыт создания Атласа новых профессий, в рамках которого будет продолжена разработка региональных стандартов по опережающей подготовке кадров. Это позволит запустить программу «Мамандығым – болашағым», предусмотренную в комплексном плане «Программа повышения доходов населения до 2025 года». Таким образом, будет развита модель опережающего кадрового обеспечения с развитием эффективной профориентационной работы», - рассказал глава ведомства.
Третье направление - модернизация содержания и повышение
конкурентоспособности высшего и (или) послевузовского образования: продолжится политика по дальнейшему расширению академической
автономии вузов; будет продолжена работа по подготовке глобальных
образовательных программ; планируется тесное сотрудничество с бизнесом и индустрией по
разработке научных проектов; на региональном уровне продолжат развитие центры
компетенций; проводится апробация подготовки кадров по прикладному бакалавриату.
«Одним из важных направлений в сфере высшего образования является повышение качества подготовки педагогических кадров. Будет разработан стандарт проведения профильной аккредитации педагогических вузов. Разрабатываются рамки компетенций и профессиональные стандарты педагога, определяющие его профессиональные ценности в соответствии с современными требованиями. Также в рамках проекта «Комфортная школа» планируется подготовить 100 000 учителей для будущих школ. Перед нами стоят задачи актуализации концепции педагогического образования, стажировки преподавателей университета по программе «Болашак» и широкого применения цифровых и новых технологий», - сказал Саясат Нурбек.
Отметим, что концепция охватывает семь основных направлений развития системы высшего образования:
- расширение доступа к высшему и послевузовскому образованию;
- переход к опережающей модели подготовки кадров;
- модернизация содержания и повышение конкурентоспособности высшего и (или) послевузовского образования;
- цифровизация высшего образования;
- совершенствование системы управления в вузах;
- интернационализация высшего
образования;
-
внедрение системы обеспечения
качества.
Читайте также
Касым-Жомарт Токаев поручил правительству до конца текущего года «представить предложения по этому вопросу»