Жилстройсбербанк (ЖССБ) не выполняет ту социальную роль, которую на него возложило государство. Об этом депутат мажилиса Нурлан Жазылбеков сказал в своем запросе на имя премьер-министра РК Серика Ахметова.
Депутат отметил, что единственным способом улучшить свои жилищные условия для большинства населения остаётся ипотека. В банках тенденция по изменению процентных ставок в сторону снижения не предвидится из-за высокой стоимости фондирования, отметил Нурлан Жазылбеков. Поэтому одним из механизмов, который позволит сохранить темпы развития жилищного строительства, было признано развитие системы жилстройсбережений, фондирование которого происходит за счет субсидирования государством и из накоплений вкладчиков. Только в 2011 году на увеличение уставного капитала ЖССБ было выделено 57 млрд. тенге, 25 млрд. тенге из которых перераспределены решением правительства на снижение ставок вознаграждения по жилищным займам.
В 2012 году на бюджетное кредитование ЖССБ по ставке 1% годовых по Программе «Доступное жилье-2020» было выделено ещё 12 млрд. 200 млн. тенге. Кроме того, на вклады участников программы, вознаграждение ЖССБ установлено в размере 2%, тогда как в коммерческих банках ставка по депозитам составляет до 9%. Предполагалось, что эти меры повысят доступность жилья для широких слоев населения.
На сегодняшний день ЖССБ заключено свыше 372 тыс. договоров о жилстройсбережениях, сумма вкладов по заключенным договорам составляет 129,85 млрд. тенге. Иными словами, упущенная выгода вкладчиков по этим депозитам составляет 7% около 9 млрд. тенге в год. Однако, как заявил депутат Нурлан Жазылбеков, несмотря на выделение средств из бюджета под 1% годовых и доступ к депозитным средствам по ставке 2% годовых, ставки вознаграждения по займам Жилстройбанка составляют 7,5-10% годовых.
При этом эффективная ставка, то есть реальная стоимость кредита, в 2012 – 2013 годах составляет от 11 до 19%. Эти цифры вполне сопоставимы со стоимостью ипотечных кредитов в коммерческих банках, считает мажилисмен. Разница только в том, что банки второго уровня привлекают средства на рыночных условиях, а ЖССБ получает практически ненормированную прибыль за счёт бюджетных средств и накоплений граждан.
Именно за счёт этой диспропорции прибыль АО «Жилстройсбербанк Казахстана», согласно неконсолидированной финансовой отчетности, только за январь-сентябрь 2012 года выросла в 4 раза по сравнению с таким же периодом 2011 года.
«В этой связи возникает вопрос: в чём задача данного банка? Если приносить прибыль – то государство не должно оказывать ему ту беспрецедентную помощь и дармовые средства, о которых сказано выше. Тогда Жилстройбанк надо приватизировать и передать в конкурентную среду. Если его задача помогать людям решать жилищный вопрос – то почему он наживается и ничего не делает?», – заявил депутат.
Для сравнения он привел в пример Европу, где средние ставки по кредитам составляют 3–4% годовых. При этом средства привлекаются банками с открытого рынка под 1,5-2%. Чистая маржа банков таким образом не превышает 1-2%.
«У нас Жилстройбанк, получая от государства бюджетные кредиты под 1%, а депозиты от вкладчиков – под 2%, имеет маржу около 15%. Что это за паразитизм на государнственные и народные деньги?», – сказал он.
По информации депутата, для участников программы «Доступное жилье-2020» банком с 1 января 2013 года снижены ставки вознаграждения по займам только на 1% и составило от 6,5 до 8%, (эффективная годовая ставка – от 7,2-8,6%), при условии накопления в данном банке в течение срока от 3 до 15 лет и достижении оценочного показателя. Но даже эта возможность обусловлена упущенной выгодой не менее 21% в суммарном выражении.
При этом снижение банковских ставок вознаграждения по займам не распростронилось на договора, заключенные до принятия решений о снижении данных ставок. Таким образом, граждане получившие кредиты до измененния ставок, остаются в не равных условиях по сравнению с теми, которые заключили данные договора позже, считает он.
Нурлан Жазылбеков просит проинформировать о причинах уклонения Жилстройсбербанка от своих прямых функций и искусственного завышения доходности в ущерб поставленным перед ним социальным задачам. Также просит предоставить информацию об имеющихся планах по возвращению банком необоснованно полученной прибыли, либо о его разгосударствлении и переводе в конкурентную среду.