В интервью телеканалу «Россия 24» президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев рассказал об основных политических преобразованиях в стране, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Я считаю, что формула «сначала экономика, затем политика» исчерпала свой ресурс, хотя она была очень полезной на первом этапе, в начале 90-х годов. Я понял, что нам нужно проводить политические преобразования, поскольку следовало высвободить гражданскую активность людей, и это был очень большой запрос общества. Я начал политические реформы по сути. Еще в 2019 году мы приступили к разработке закона «О мирных собраниях», затем была введена 30-процентная квота для женщин, началась парламентская реформа и так далее», - сказал он.
Также президент высказался о недавно прошедшем в Казахстане референдуме.
«По поводу референдума: это касается продолжения той кампании, которую я начал с целью преобразования политической надстройки. Действительно, мы должны отойти от суперпрезидентской системы, она оправдала свое предназначение. Казахстан в конце 1990-х - начале 2000-х годов предпринял очень большой рывок в своем развитии. Но жизнь не стоит на месте - нужны преобразования, реформы. Поэтому я посчитал нужным перейти к цивилизованной президентской системе, в которой должное место занимает влиятельный парламент, исполнительная власть играет свою роль и полностью отчитывается перед парламентом и перед своим народом», - пояснил Касым-Жомарт Токаев.
По его словам, следующие выборы в нижнюю палату парламента будут проходить по совершенно новым правилам, где 70% будет составлять пропорциональная система - так называемые партийные списки - и 30% - мажоритарная система по одномандатным округам.
«Впервые по смешанной системе?» - поинтересовался журналист.
«Нет, у нас когда-то была такая система, потом мы полностью отошли от нее в сторону пропорциональной. Можно сказать, что мы возвращаемся к прежней системе, но там пропорции между партийцами и одномандатниками были несколько иные. Одномандатников было гораздо меньше. Здесь же в новом парламенте одномандатники будут иметь 30% - это очень много. Ну и, конечно же, понадобится изменить некоторые законы, связанные с деятельностью парламента. Это большая работа. Полагаю, что до конца года мы с ней справимся. Что касается главы государства, то я принял решение и в будущем, видимо, будет существовать такая практика, что президенту нет необходимости состоять в какой-либо политической партии. То есть я сейчас являюсь полностью беспартийным», - сказал глава РК.
Также Касым-Жомарт Токаев рассказал о конституционной норме, запрещающей близким родственникам президента занимать должности в системе государственной службы и руководящие посты в квазигосударственном секторе.
«Не опасно это в Азии: так взять и поделиться властью с парламентом? Сильный парламент означает некоторое уменьшение влияния президента на политическую жизнь в стране?» - задал вопрос интервьюер.
«Я бы не сказал. Я думаю, что это скорее укрепление системы сдержек и противовесов. Считаю, что это правильная система. Дело в том, что гражданское общество в Казахстане является зрелым, спрос именно на эту систему довольно велик. Что касается перехода к парламентской системе, к чему призывают некоторые активисты и наблюдатели на Западе, конечно, этой системы я народу не обещал, и я считаю, что она неадекватна для нашей страны, а тем более в очень сложных геополитических условиях. Президентская республика, но с сильным парламентом и подотчетным правительством. Между прочим, эту формулу «сильный президент – влиятельный парламент и подотчетное правительство» я выдвигал еще до прихода на пост президента», - ответил Касым-Жомарт Токаев.