Риска возникновения дефицита дизельного топлива в период посевной кампании нет. Об этом в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций сообщил вице-министр энергетики Асет Магауов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Такого риска нет, - заверил Асет Магауов. - У нас в законодательстве установлен приоритет по отгрузке для сельхозтоваропроизводителей. Уже по текущему графику видно, что хорошая выборка идет. За февраль-апрель выборка составила 92% от заявленных плановых объемов. Мы не видим никаких рисков, что какая-то часть может быть недопоставлена. Все зависит от наличия финансовых средств у сельхозников и своевременной работы по контрактации».
Асет Магауов рассказал о мерах по недопущению дефицита дизтоплива.
«Мы внесли поправки в законодательство об обороте нефтепродуктов, где прописали, что поставщики, чтобы работать на оптовом рынке, должны иметь в собственности нефтебазы. То есть сейчас оптовые поставщики нефтепродуктов могут на основе договоров аренды уже заниматься этим бизнесом. То есть круг оптовых поставщиков ограничен только нефтебазами. Второе предложение - занормировать норму прибыли таких оптовых поставщиков, чтобы в зависимости от цены покупки при дальнейшей продаже в розничную сеть не было больших надбавок», - пояснил вице-министр.
Также речь шла о биржевой торговле нефтепродуктами.
«В прошлом году, в апреле месяце, мы достаточно активно торговали и бензином, и дизельным топливом. Но там были установлены соответствующие лимиты на доступ - кто имеет право заходить на биржу в качестве покупателя. Это было вызвано тем, что это были пилотные торги. Лимит по обороту был не менее 20 тыс. тонн нефтепродуктов за год. В середине года мы этот лимит снизили до 5 тыс. тонн. Решением биржевого комитета этот лимит был отменен. То есть это позволит мелким АЗС заходить на биржу и покупать объемы напрямую, без посредников. Биржевые торги возобновятся у нас в мае текущего года. Я думаю, таким путем мы эти вопросы решим», - сказал Асет Магауов.
Рассказал вице-министр и о ценообразовании на дизельное топливо для крестьян.
«Касательно цены: по согласованию с крупными «давателями», которые владеют ресурсами, определили цену в 212 тыс. тенге за тонну на условиях завода. Это составляет 176 тенге за литр. К ним надо добавить доставку в регионы, затраты на хранение на нефтебазах. И зачастую операторы привлекают финансовые ресурсы. То есть идут расходы по финансированию данной операции. С учетом всех этих расходов в регионах цена может колебаться. Чем ближе к заводу, тем цена дешевле. В любом случае это гораздо дешевле тех розничных цен, которые есть на АЗС. На АЗС, как вы знаете, установлены цены 230 тенге в центральных и южных областях и 260 тенге за литр в северных регионах. Разница существенная, по северным регионам она доходит до 50 тенге за литр», - отметил Асет Магауов.
По его словам, ведется работа по созданию базы данных сельхозтоваропроизводителей и внедрению электронной информационной системы для реализации ГСМ.
«Данная инициатива начала обсуждаться к середине прошлого года. Сейчас с министерством сельского хозяйства согласовали работу по формированию этой базы данных, чтобы она позволила напрямую заключать сделки между «давальцами» и сельхозтоваропроизводителями. Намерены завершить к декабрю этого года», - уточнил вице-министр.